Начало статьи здесь: Кошмар "идеального" воспитания. | Наталья Баева | Яндекс Дзен
"Детство Тёмы" и "Гимназисты" - первые две книги тетралогии Гарина - Михайловского - о воспитании в обычном - типичном дворянском семействе. Мальчик обязан быть образованным, добродетельным, нравственным, честным, любящим, верующим... Обязан -обязан - обязан... А если не получается "быть" - необходимо хотя бы выглядеть!
Но вот, наконец, Тёме семнадцать лет!
Какими же оказались итоги классического образования и возвышенного воспитания? А итогам посвящена третья часть повествования - "Студенты".
Окончание гимназии и отбытие в Петербург - в Университет! - для героя - рубеж, где все обязанности остались в прошлом. В детстве. Впереди - одни права!
Но готовность к самостоятельной жизни оказалась нулевой...
Неумение планировать время и расходы - это катастрофа. А откуда взяться умению, если даже мысли о низкой материи - деньгах не предусматривались программой благородного воспитания? Если будильником работала няня Таня (и слышала в ответ только "отстань"?) Как заставить себя вставать на лекции, как засесть за книги, когда есть театр, как устоять против "выпить - закусить" в компании бывших одноклассников?
А самое печальное - что на лекциях Тёма ровным счётом ничего не понимает. Обширных сведений о том, что было до нашей эры, оказалось совершенно недостаточно.
Да, критически настроенные современники отмечали, что гимназическое образование оторвано от жизни, но всё же считали достоинством то, что программа гимназии была "увязана" с программой Университета, и переход из одного учебного заведения в другое предполагался плавным и безболезненным. Но оказывается, и это условие соблюдалось не всегда! Без хорошей дополнительной подготовки, без репетитора (а лучше - знакомого профессора, который согласится с тобой позаниматься) переход на следующую ступень образования был почти невозможен.
Словом, к концу учебного года господин Карташов понял, что не туда попал. Понял, когда экзамен был провален, долги - больше всех будущих поступлений из дома, и - сифилис.
Крутит в руках пистолет. За этим занятием и застаёт его дядюшка:
- И давно у тебя оружие? Уже два месяца? Значит - не застрелишься.
Из бездны Тёма спасён: дядя заплатил его долги и убедил, что его болезнь - не более, чем неприятность, это лечат. "Меня же вылечили!" Но оставаться в столице нельзя. Надо домой.
Дома мать, уже седая и беззубая, рыдает:
- За что? За что позор за позором валится на мою голову?!
Оказалось - Маня арестована. Младшая сестрёнка, которая ещё и гимназию закончить не успела - успела стать членом "Земли и воли"! Куда более личность, чем братец - несостоявшийся студент.
Но ведь это значит, что Маня сопротивлялась "воспитанию - образованию" не инстинктивно, а вполне сознательно. Не захотела становиться "идеальной".
А если воспитательную программу Аглаиды Васильевны и гимназии принять как единственно возможную? Если - соответствовать? Что получится? Получится сестра Зина.
Зина не огорчала мать никогда и ничем. Прекрасно училась, усердно молилась, нежна, заботлива исполнена самых возвышенных помыслов. Вообще за своих девочек мать была спокойна - настолько сумела внушить им "отвращение ко всему плотскому", что в подоле уж точно не принесут, семью не опозорят. Маня - позор, откуда не ждали, но Зина - полный педагогический успех.
Вовремя вышла замуж, трое детей. И вдруг...
- Я исполнила свой долг. Довольно.
Никто ничего не понимает. И Зина, краснея, всё же пытается объяснить, что нет и не может быть ничего противнее мужчины в твоей постели. Никто из людей не может её спасти от "радостей" законного брака - только Христос. На Христову невесту уже ни один мужчина не посмотрит с вожделением. Дети? Любит ли она своих детей? Нет, не может, зная, что дети животного (мужа) неизбежно вырастут животными.
Родным это ещё кажется просто плохим настроением вследствие размолвки с мужем. Но пришлось поверить, когда Зина исчезла. Письмо от неё, первое и последнее, получили лишь через год: она в Иерусалиме, в монастыре. Её новое имя - Наталья. Детей поручает Аглаиде Васильевне.
Презрение к "телесности" и сплошная "духовность" - это - логичный, лучший из возможных результатов "идеального" воспитания. Так значит, "трудновоспитуемые" правы?
Жизнь оказалась воспитателем, куда более жестоким, чем отец с ремнём. Беспощадным. Буквально - естественный отбор. Или погубит, или...
Или всё же сделает человеком.
И лишь в последней части тетралогии, в "Инженерах" , мы становимся свидетелями становления личности героя. Становления, запоздалого по меркам XIX века, но разве двадцать пять лет - это так уж много?
В Институте Путей сообщения Артемий тоже не слишком напрягался с учёбой, но всё же понял, что и как нужно делать, чтобы дожить до диплома. А с назначением на службу впервые увидел смысл собственной деятельности!
Целой эпохой в его жизни стала разведка местности для прокладывания железной дороги по югу Украины. На многие вёрсты кругом - голая, почти незаселенная степь, которую предстоит вызвать к жизни. Будет дорога - будут и люди, и сады, и города.
В экспедиции не только коллеги, но и "простые" - и всех их объединяет не только общая цель, но и добыча средств для этой цели. Все бытовые вопросы здесь решаются своими силами. Да, не очень успешно, но всё же - выжили "робинзоны", сумели. И оценили Карташова, как отличного работника и надёжного товарища.
Всё у него будет хорошо.
***
Ещё когда Тёма готовил уроки в компании Зины и под надзором мамы, он находил повод подразнить девчонку - отличницу:
- Ваша "пятёрка" меньше нашей "тройки"! А потому, что учителя девочек любят больше!
Что Зина могла возразить? Только высунуть язык. Потому, что сравнить у неё никакой возможности не было: раздельное обучение. Будущее, правда, показало, что результат примерно одинаков.
Но в самом ли деле гимназисток учителя "любили больше"?
В следующий раз поговорим о женской гимназии...