Найти в Дзене
Profit Time

Лучше проверенное старое, чем ненадежное новое: как делали рекламу в XX веке?

Оглавление

Впервые печатная реклама в Российской империи появилась с периодическими изданиями, но тогда, в восемнадцатом веке, объявления выглядели, конечно, примитивно. Они лишь ставили потенциальных клиентов перед фактом: “По такому-то адресу продается такая-то продукция”.

Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер.
Изображение из открытых источников, носит иллюстративный характер.

В действительности рекламная индустрия начала полноценно развиваться к концу девятнадцатого века, но рост ее был молниеносным. Так, например, после отмены государственной монополии на рекламу в средствах массовой информации ее стало куда больше, а потому авторам и предпринимателям приходилось стараться, чтобы выделиться. На подобные статьи начали отводить чуть ли ни половину издания в целом. Иногда доходило до того, что рекламу печатали на первой полосе, отодвигая на второй план главные новости. Фактически издатели сделали ее основным источником дохода.

Кроме того реклама стала плавно превращаться в самостоятельную индустрию. У крупных компаний начали появляться собственные рекламные отделы. Другие организовывали агентства. В Москве 1913 года их было более пятидесяти. Именно в те времена начинающие пиарщики и маркетологи начали запускать полноценные кампании по продвижению товаров.

Исследование собственной аудитории и выбор площадки

Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер.
Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер.

Уже в начале двадцатого века специалисты, занимающиеся рекламой, понимали, как выстраивать медиаплан и исследовать потенциальную аудиторию. Постепенно начинали выходить пособия по тому, как правильно запускать кампании. Так, например, “Техника рекламы” от А. Ратнера учила сопоставлять затраты и результаты, а пособие К. Айзенштейна “Как рекламировать с успехом” советует учиться рекламировать, а позже выбирать продукт. Также там рассказывалось о том, как правильно выбирать площадку для продвижения. Например, если размещать объявление о продаже сена в газете, которую читают чиновники, едва ли на товар найдется покупатель.

К тому же, для каждого издания необходимо подбирать соответствующую стилистику и форматы объявлений. Так, для развлекательных и массовых газет можно использовать юмористический стиль, а вот в более серьезном издании придется придерживаться официального повествования.

По поводу цен на объявления даже в те времена понимали, что дешевая реклама не даст результата, так как в таких изданиях слишком маленький тираж, да и читателям материалы оттуда не по душе.

Как мониторили конкурентов?

Уже в двадцатом веке появлялись гуру рекламы и пиара, которые советовали изучать рынок и смотреть как запускают кампании конкуренты: на что делают упор, как ведут дела. В первую очередь это делалось во избежание выхода подобных друг на друга объявлений. Кроме того изучение других реклам, как и сегодня, считали своего рода источником вдохновения. А порой находились и копирайтеры, которые комбинировали несколько объявлений и создавали что-то новое, чтобы оно было и креативным, и заманчивым.

Первые ростки нативной рекламы

Да, и она тоже была. В начале двадцатого века, как мы уже говорили, реклама занимала большую половину газет. А значит, и у тех читателей очень скоро сформировалось что-то наподобие “баннерной слепоты” к любому проявлению навязывания продукта.

Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер.
Изображение из открытых источников. Носит иллюстративный характер.

Потому рекламу начали маскировать под статьи от редактора, чтобы она вызывала больше доверия.

За двойную плату можно было разместить такой материал и на первой полосе. К примеру, некоторые производители публиковали новости о том, что их товары победили на какой-либо выставке за рубежом. Вместе с этим было совершенно неважно, была ли на самом деле какая-либо выставка.

Еще один менее популярный метод преподнесения нативной рекламы — маскировка под беллетристику. Рассказ может занимать несколько страниц, но лишь в нескольких моментах может быть упомянуто название бренда.

Интриги

Обыкновенные объявления быстро наскучили. Они быстро теряются в ворохе страниц между более креативными текстами. Поэтому рекламные кампании старались делать интригующими.

Например, на всей странице была пустая рамка с одной буквой. В следующем номере тоже самое, но уже с двумя буквами. И так далее. И лишь через несколько выпусков появлялась целая картинка. Все это безусловно привлекало внимание и заставляло наблюдать за продолжением событий.

Еще один метод — выкупить рекламное объявление и оставить текст “Скоро здесь появится что-то интересное”.

***

Так на самом ли деле серьезно изменилась реклама за два века ее существования?