Найти тему
Мытарь и язычник

Совместные заявление православно-старокатолического диалога по теме Экклезиологии (1977), (1979)

Экклезиология - раздел христианского богословия о Церкви
Экклезиология - раздел христианского богословия о Церкви

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

Согласованное заявление, Шамбези 1977 г., Бонн, 1979 г.

III / 1. СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ

(1) По самой своей природе Церковь тесно связана с тайной Триединого Бога, который открывает Себя во Христе и Святом Духе (см. Еф. 5:32). Это «сокровищница невыразимых тайн Бога» (Св. Иоанн Златоуст, Ep. 1 ad Cor. hom. 16,3. PG 61, 134).

(2) В Священном Писании и Предании нет чёткого и полного определения термина «Церковь». Мы находим множество образов и символов, по которым косвенным образом можно узнать природу Церкви.

(3) Согласно Священному Писанию, Церковь есть «тело Христово» (Рим. 12: 4 и далее; 1 Кор. 12:13, 27), «народ Божий» (1 Пет. 2:10), «дом» или «храм» Божий (1 Тим. 3:15; Еф. 2:19; 1 Кор. 3: 16 и далее), «царственное священство» (1 Пет. 2:9), «невеста Христова» (см. Мк. 2:20; Мф. 25:1 и сл.; Откр. 21:2), «виноградник Господа» (Ис. 5:7).

(4) Предание также содержит описания, в которых подчеркивается тот или иной аспект Церкви: Церковь епископальна по своей структуре, она имеет священнический и харизматический характер, это община верных, она состоит из всех истинно верующих всех возрастов, это собрание, объединённое в Богочеловеке.

(5) Таким образом, Церковь по самой своей природе – это не просто человеческое сообщество, не преходящее явление человеческой истории. Она основана на вечном решении и Божием замысле во имя блага мира и человечества. В Ветхом Завете она был прообразом в Израиле и заранее объявлена пророками как грядущий народ Божий Нового Завета, в котором Бог установит своё окончательное и всеобщее владычество на земле (Ис. 2: 2; Иер. 31:31). Со временем это стало реальностью в воплощении Бога Слово через провозглашение Евангелия, выбор двенадцати апостолов, установление Вечери Господней, смерть Христа на кресте и его воскресение, а также через сошествие Святого Духа в Пятидесятницу для освящение Церкви и миссии апостолов.

(6) Таким образом, Церковь, основанная Господом на земле, есть тело Христа, во главе которого стоит Христос, Богочеловек; сообщество, которое можно описать в форме внутренних и духовных отношений между его членами и его божественным основателем. Как странствующий народ Божий, Церковь живёт на земле в ожидании пришествия своего Господа до наступления Царства Божьего. Она существует и живёт как на небесах, в уже совершенных, празднующих победу, так и на земле в верующих, борющихся за добрый подвиг веры (см. 2 Тим. 4:6). В одном аспекте Церковь невидимая и небесная, в другом – земная и видимая, община и организм с пастырским и священническим служением, которая структурно связана с апостолами, с твёрдыми догматическими и этическими принципами и постоянным упорядоченным поклонением, Тело, в котором разделены духовенство и миряне.

(7) В Церкви новая жизнь во Христе – это реальность в Святом Духе; в нём благодать и божественная жизнь Главы дана всем членам Тела для их освящения и спасения. Следовательно, Церковь, учреждённая Господом на земле, не может быть просто чем-то духовным, внутренним невидимым или неопределённой Церковью, в которой отдельные церкви являются только несовершенным выражением. Такое представление о природе Церкви противоречит духу Священного Писания и Предания; оно разрушает реальное содержание откровения и исторический характер Церкви.

(8) Догматическое выражение природы Церкви дано в Никео-Цареградским Символе веры и подтверждено 4-м Вселенским собором в Халкидоне. В этом символе исповедание веры в Триединого Бога совместно с последующим исповеданием веры в «единую святую, соборную и апостольскую Церковь».

(9) Церковь «едина», ибо, как Христос, Глава Церкви, един, так и одно тело, одушевлённое Святым Духом, в котором Христос как Глава и верующие как члены, объединены. В этом теле все поместные церкви объединены друг с другом единством веры, поклонения и порядка. Единство веры и поклонения олицетворяет узы, связывающие верующих с Искупителем и друг с другом в любви и мире и находит выражение в исповедании той же веры и совершении той же литургии, поскольку она опирается на догмат. Единство порядка принимает форму осуществления первенства на основе тех же принципов и признание верующими одного служения и одной власти в соответствии с каноническими правилами, а именно епископата, имеющего соборную структуру.

(10) Если члены Церкви воспринимают вероучительные истины по-разному, это не разрушает и не умаляет единство веры; этого не происходит, если Церковь иногда проявляет терпение по отношению к уходящим от единства веры и порядка, и не исключает их из тела Церкви по пастырскимсоображениям в соответствии с практикой «икономии».

(11) Хотя Церковь, Тело Христово, состоит из многих членов, тем не менее, все они составляют одно Тело и объединены в неделимое единство. Господь молился об этом единстве и, поступая так, указал на единство Отца и Сына (Ин. 17:21), поскольку основанием единства верующих является образ единства Триединого Бога. Ибо Отец, Сын и Святой Дух имеют одну волю. Таким образом, Его воля также состоит в том, чтобы мы тоже были единым целым, когда Он говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Св. Иоанн Златоуст. в John hom. 78,3. PG 59, 425).

(12) Церковь «свята», поскольку Христос, её глава свят и отдал Себя за неё, «чтобы освятить её... Церковь могла быть представлена ​​перед ним в великолепии, без пятен, пороков или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27). Христос сделал Церковь «домом Божьим» (1 Тим. 3:15; Евр. 3:6); Он сделал её сообществом и разделил её святость, благодать и свою божественную жизнь; тот, кто «освятил людей Кровию Своею» (Евр. 13:12). Поэтому христиан также называют святыми (Деяния 9:13).

(13) Тот факт, что члены Церкви грешат, не отменяет святости Церкви. Отцы сошлись во мнении, осуждая тех, кто из-за неумеренных и аскетических наклонностей придерживался мнения, что Церковь есть община, состоящая исключительно из святых.

(14) Церковь является «Соборной (вселенской)», поскольку её глава – Господь всего сущего. Церкви предназначено распространяться над всеми народами и во все века (Мф. 28:20; Мк. 16:15; Деяния 1:8). Это внешний количественный смысл соборности (вселенскости).

(15) Церковь называется «соборной» во внутреннем качественном смысле этого слова, потому что, хотя она разбросана по всей земле, она всегда и везде одинакова. Она «соборная», потому что содержит «здравое учение» (Тит. 2:1; см. 1 Тим. 6:20), «продолжает первоначальную традицию апостолов и действительно сохраняет то, во что верили все везде и всегда» (Викентий Леринский, Commonit. II, 3 PL 50, 640). Таким образом, Церковь является «соборной» в том смысле, что это ортодоксальная, подлинная и истинная Церковь.

(16) По словам св. Кирилла Иерусалимского, «Церковь называется соборной, потому что она простирается по всему миру от одного конца земли к другому; и поскольку она вселенская и полностью учит всем без исключения догматам которые должны стать известны человечеству о вещах как видимых, так и невидимых, небесных и земных; и потому что она подчиняет благочестию весь человеческий род, правителей и подчинённых, учёных и не учёных; и потому что, она исчерпывающе лечит и исцеляет все грехи души и тела, она также обладает в себе каждой формой добродетели, которую можно проявлять в делах, словах и во всех формах духовной жизни» (Cyr. Hier. Cat. 18,23. PG 33, 1044).

(17) Церковь является «апостольской», поскольку её божественным основателем был первый «апостол» (Евр. 3:1; ср. Гал. 4: 4), и потому что она «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20).

(18) Миссия Иисуса имеет более широкий контекст: Сын послан в мир Отцом, и Сын сам послал своих учеников (см. Ин. 20:21), которым он говорит: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк. 10:16). После их смерти миссия Церкви продолжается, наследие истины, вверенное Господом апостолам, сохраняется и передаётся в духовной жизни через совершение таинств и в учении Церкви. Апостольское учение Церкви сохраняет внутреннюю сторону её апостольства. Другой её элемент – непрерывный ряд и преемственность пастырей и учителей Церкви, начиная с апостолов, что является внешним знаком и также залогом истины Церкви. Эти два элемента апостольства, внутренний и внешний, поддерживают и обеспечивают друг друга; если одному или другому аспекту недостает сущностного апостольства, тогда полнота истины церкви обесценена.

(19) Четыре догматических признака Церкви взаимно пронизывают друг друга в неразрывном единстве и указывают на несокрушимость и непогрешимость Церкви, «столпа и утверждения истины» (1 Тим. 3:15).

Шамбези, Женева, Православный центр Вселенского Патриархата, 23-30 августа 1977 г.

УЧАСТНИКИ

ПРАВОСЛАВНАЯ СТОРОНА:

Константинопольская православная церковь:

Ириней, Митрополит Германии, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Профессор Эммануэль Фотиадис

Александрийская православная церковь:

Парфений, митрополит Карфагенский,

Никодим, митрополит Центральной Африки

Иерусалимская православная церковь:

Корнелиос Родуссакис, архимандрит

Профессор Хризостомос Зафирис, архимандрит

Русская православная церковь:

Филарет, митрополит Берлинский

Николай Гундяев, протоиерей

Румынская православная церковь:

Профессор Исидор Тодоран, священник

Профессор Стефан Алексей, священник

Болгарская православная церковь:

Профессор Илья Цоневски

Кипрская православная церковь:

Хризостом Хризантос, митрополит Лимасольский

Профессор Андреас Мицидис

Элладская православная церковь:

Профессор Йоханнес Кармирис

Профессор Йоханнес Калогиру

Профессор Мегас Фарантос

Финляндская православная церковь (КПЦ):

Иоганнес Сеппала, священник

СТАРОКАТОЛИЧЕСКАЯ СТОРОНА:

Церковь Швейцарии:

Леон Готье, епископ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Профессор Хервиг Альденховен, священник

Церковь Голландии:

Профессор Петрус Йоханнес Маан, канонист

Церковь Германии:

Йозеф Биинхуэс, епископ

Профессор Вернер Кийпперс, священник

Польско-национальная католическая церковь (Соединённых Штатов Америки и Канады)

Тадеуш Р. Маевский, епископ

Виктор Высочанский, священник

Церковь Австрии:

Д-р Гюнтер Долезаль, священник

III / 2. ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ

1. Церковь – это единое неделимое Тело Христово, в котором верующие, как члены этого Тела, объединены со Христом, как с Главой, и друг с другом. Высшим выражением и непреходящим источником этого единства является таинство Евхаристии, приобщение к Телу и Крови Христовой: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17).

2. Единая Церковь на Земле существует во многих поместных Церквях, жизнь которых сосредоточена на праздновании святой Евхаристии совместно с законным епископом и его священниками. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам… Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Игнатий Богоносец, Смирн. S. 1 PG 5 582; тр. Отцы церкви, Catholic University of America Press, Вашингтон, округ Колумбия, 1947, т. 1 шт. 121).

3. Распространение христианской веры в разных странах и среди многих народов и последующий рост множества поместных церквей не разрушили единство Церкви, и их существование не разрушает его сейчас, поскольку поместные церкви сохраняют чистоту и непорочность в гармоничном исповедании веры, переданной им от Господа через апостолов. Единство в вере – это высший принцип Вселенской церкви: «Церковь… получила от апостолов и их учеников веру… в единого Бога, Отца Всемогущего… и в одном Христе Иисусе, Сыне Божьем… и в Святом Духе… Церковь, получила эту проповедь… хотя и разбросана по всему миру, но имеет общее согласие всех в учении» (Ириней Лионский, Adv. Haer. 1:10, 1-2; Ante-Nicene Fathers , тр. Робертс и Дональдсон, Эрдманс, Гранд-Рапидс, Мичиган, т. 1 шт. 330; Стр. 7, 549, 552).

4. Как сообщество верных, объединившихся вокруг епископа и священников, и как Тело Христово, каждая поместная Церковь – это проявление всего Христа в одном конкретном месте. Она представляет сакраментальную реальность всей Церкви в своей местности. Ибо не в разделенной форме та жизнь, которая была дана Церкви Богом Отцом через присутствие Христа в Святом Духе даётся поместным Церквям; каждая Поместная Церковь, напротив, имеет эту жизнь во всей полноте. Таким образом, несмотря на все различия в обычаях и обрядах, жизнь поместных Церквей по сути одна и та же: «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение; один Бог и Отец всех...» (Еф. 4:4-6). Существует не много тел, но одно Тело Христово, неделимое и целостное, в каждом месте. Это единство жизни в поместных Церквях отражает единство самой Святой Троицы.

5. Поместные церкви признают друг в друге одну и ту же реальность и подтверждают свою сущностную идентичность, учитывая единство их литургической и сакраментальной жизни, единство в основных принципах канонического права и церковного управления, а также единство епископата. Эти основные принципы заложены в канонах Семи Вселенских Соборов и признанных Церковью поместных соборов, или они засвидетельствованы Отцами Церкви. Поскольку Церковь в настоящее время ещё ждёт избавления от всякого зла и потому должна молить Бога, чтобы он избавил её, чтобы она стала совершенной в Его любви и собранной Им от концев земли в царствие Его (Дидахе 10,5; 9,4), поместные церкви должны преданно поддерживать единство данное им, и постоянно бороться против сил греха и раскола.

6. В ходе истории поместные Церкви создавали более крупные группы в определенных географических областях, с одним из епископов, поставленных во главе в качестве главного епископа. Они подтверждали и практиковали своё общение совместным совершением Евхаристии своими членами путём обмена визитами между их лидерами и представителями, обменивались приветственными посланиями, а также путём взаимопомощи и заступничества, а также другими способами. Каждый внимательно следил за правилом, запрещающим вмешательство или вторжение во внутренние дела других.

7. По вопросам веры и другим общим проблемам, т.е. когда возникают вопросы, которые касаются всех и выходят за рамки компетенции отдельной поместной Церкви, поместные церкви вместе проводят Соборы и принимают общие решения, добросовестно соблюдая на этих Соборах порядок чести и ранга, канонически установленный в Церкви. Они делают это, прежде всего, на Вселенских соборах, которые являются высшим авторитетом в Церкви, инструментом и голосом, которым говорит Вселенская церковь, в которой постоянно сохраняется и укрепляется единство в любви.

III / 3. ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ

1. Любовь Бога и Его цель спасения безграничны и охватывают всех людей во все времена во всём мире, потому что Его воля «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). В соответствии с божественным планом спасения, оно находится в Церкви, основанной Богом, и через неё, а не вне её, человечество спасается, ибо в Церкви пребывает божественная истина и ей Спаситель доверил средства достижения блаженства; Церковь верна пути к спасению и вечной жизни. Спасение предлагается верующим в Церкви Святым Духом, который пребывает всегда в ней. Вот почему Ириней также говорит: «Ubi ecclesia, ibi et Spiritus Dei, et ubi Spiritus Dei, illic ecclesia et omnis gratia»Ибо где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать», Iren. adv. Haer. III, 24; Ante-Nicene Fathers, т. 1, с. 458).

2. Из-за греха не каждый принимает спасительную благодать Бога и вступает в общение с Церковью. Но не все приходящие к Церкви исповедуют Божественную истину, открытую Иисусом Христом во всей полноте. Путешествуя по истории, Церковь Христа разделилась на множество Церквей, которые не соглашались друг с другом, потому что вера и догматы, переданные от апостолов, были искажены. Это привело, среди прочего, к ложной и неприемлемой теории о том, что истинная видимая Церковь, Церковь первых веков, апостолов и Отцов Церкви, сегодня больше не существует, но каждая из отдельных Церквей сохраняет только часть, большую или меньшую, истинной Церкви, и поэтому, ни одна из них не может считаться истинной Церковью. До нашего времени учения христианских церквей и конфессий различаются в некоторых отношениях, не только в несущественных, но даже в основополагающих пунктах христианского вероучения.

3. Но с того дня, когда она была основана, вплоть до наших дней истинная Церковь, единая, святая, соборная и апостольская Церковь, продолжала существовать без каких-либо разделений везде, где истинная вера, поклонение и порядок древней неразделенной Церкви сохраняются нетронутыми, как они отражены и сформулированы в определениях и канонах Семи Вселенских Соборов и признанных поместных соборов, а также Отцов Церкви.

4. Наша Смешанная комиссия придаёт ереси и расколу соответствующее значение, но с уважением относится к общинам, которые продолжают оставаться в ереси и расколе, но ни в коем случае не признаёт их обладающими спасением, параллельно с истинной видимой Церковью. Тем не менее, мы считаем, что вопрос о границах Церкви можно рассматривать в более широком смысле. Поскольку невозможно установить пределы силы Бога, Который желает, чтобы все нашли спасение и познали истину, и поскольку Евангелие ясно говорит о спасении по вере в Сына Божьего – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин. 3:36) – это может не исключать, того что божественное всемогущество и благодать присутствуют и действуют везде, где отход от полноты истины единой Церкви не является полным и не доходит до полного отчуждения от истины, где «Сам Бог не подвергается сомнению, где источник жизни, Троица, искренне провозглашается, и тайна божественного домостроительства в воплощении признана» (Пётр III, Патриарх Александрийский, письмо Михаилу Керуларию, PG 120, 798-800).

5. Об этом взгляде на вопрос о границах Церкви, где единство Церкви как Тела Христова понимается в более широком смысле, все, кто веруют во Христа, призваны с любовью, искренне и терпеливо вступать в диалог друг с другом и непрестанно молиться за восстановление единства Церкви в вере и полном общении, чтобы Господь Бог мог привести всех к познанию истины и достижению полноты единства.

Бонн, Православная Митрополия, 20-24 августа 1979 г.

УЧАСТНИКИ

ПРАВОСЛАВНАЯ СТОРОНА:

Константинопольская православная церковь:

Иренайос, Митрополит Германии, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Профессор Эммануэль Фотиадис

Александрийская православная церковь:

Парфений, митрополит Карфагенский

Иерусалимская православная церковь:

Корнелий, митрополит Себустиевский

Хризостом, митрополит Персистерионский

Русская православная церковь:

Филарет, митрополит Минский и Белорусский

Николай Гундяев, протоиерей

Румынская православная церковь;

Профессор Стефан Алексей, священник

Болгарская православная церковь:

Профессор Илья Цоневски

Кипрская православная церковь:

Варнава, епископ Саламинский

Доктор Бенедиктас Энглесак

Элладская православная церковь:

Профессор Иоанн Кармирис

Профессор Иоанн Калогиру

СТАРОКАТОЛИЧЕСКАЯ СТОРОНА:

Церковь Швейцарии:

Леон Готье, епископ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Профессор Хервиг Альденховен, священник

Церковь Голландии:

Профессор Петрус Йоханнес Маан, священник

Церкви Германии:

Профессор Вернер Кийпперс, священник

Церковь Австрии:

Д-р Гюнтер Долезаль, священник

Польско-католическая церковь:

Тадеуш Маевский, епископ

Профессор Максимилиан Роде, епископ

Польско-национальная католическая церковь (Соединённых Штатов Америки и Канады):

Доктор Виктор Высочанский, священник

Православные консультанты или переводчики:

Августин, епископ Элайский

Василий, епископ Арисский

Профессор Теодор Николау

Доктор Григорий Скобей

Старокатолические консультанты или переводчики:

Профессор Питер Амьет, священник

Конраад Оуэнс, священник