Представьте, что вы плывете в лодке по большой многоводной реке. Но вот впереди показались пороги, либо крутой поворот, либо мель, одним словом, нечто неожиданное, пугающее до смерти, предполагающее затрату больших физических усилии и являющееся чем-то новым и неизвестным в вашем опыте. Возможно, чтобы немного притормозить и рассмотреть предстоящую переправу, вы начинаете активно работать веслами, гребя против течения. Но грядущий маршрут вас пугает все сильнее, и вы продолжаете настойчиво, до кровавых мозолей, грести против течения, вкладывая всю свою энергию в то, чтобы лодка не двигалась вперед по руслу реки. Только не это! Я наверняка не справлюсь и утону!
Чтобы меньше переживать, вы даже пересаживаетесь на противоположенное сидение, начинаете смотреть в другую сторону, работаете веслами еще отчаяннее, усердно делая вид что так все и должно быть. Со временем вы, незаметно для себя, начинаете искренне верить в эту версию. Вот только пейзаж за бортом не меняется, руки кровоточат и усталость откуда-то невероятная...
Дикая картина, согласитесь.
Но именно так, сопротивляясь внутреннему течению жизни, многие из нас и живут. Сопротивляясь отпускать ожидания, разделять ответственность, принимать решения, проживать утраты, разрушать иллюзий. Проще отвернуться и сделать вид, что все так и должно быть.
Вот только руки все в крови и жизнь похожа на день сурка, но так безопаснее, чем пережить боль душевную, встретившись с разочарованием, горем, гневом, сожалением жизненных "порогов" и "отмелей".
Постепенно напряжение этой гребли на сопротивление всему подряд становится привычным и необходимым. Сопротивление переживанию глубокой боли, приносящее боль постоянную, но привычную, и навсегда отнимающее возможность узнать, что же там могло быть в жизни, за поворотом, за прожитой трансформацией души.
Психолог Татьяна Фишер Фирсова / Петербург