Хочу начать с того, что коллега Сида Барретта (Syd Barrett) по Pink Floyd Роджер Уотерс (Roger Waters) считал его, Сида, «одним из трёх величайших сонграйтеров современности». Кто остальные два, Уотерс не уточнял…
И действительно, соучредитель Pink Floyd Сид Барретт – его настоящее имя Роджер Кит Барретт (Roger Keith Barrett), - был музыкантом, создавшим одни из самых ярких и необычных песен своего времени. Всё это происходило в годы становления группы.
Несмотря на то, что пребывание Барретта в Pink Floyd длилось всего три года, а его музыкальная карьера в целом менее десяти лет, влияние Барретта на звучание Pink Floyd трудно переоценить. С одной стороны, можно смело сказать, что Барретт стал популярен благодаря своему участию в Pink Floyd. Но с другой - группа многое приобрела от его творчества: особый взгляд на тексты и оригинальный психоделический «настрой» в музыке создали некий сонграйтерский темплет, на который впоследствии равнялись пинкфлойдовцы.
Он был талантливым и необычным музыкантом и, несмотря на трудное - на грани безумия - поведение, генерировал передовые идеи, а это было самым главным для развития коллектива.
Хочу вам напомнить его песню “ See Emily Play ”, являющуюся образцом творчества ранних Pink Floyd .
Говоря о безумном поведении, я имею в виду то, что вместе со славой к Барретту пришла её обратная сторона – он приобщился к наркотикам и вскоре стал находиться в серьёзной зависимости от ЛСД. Кислота быстро разрушала его психику: были дни, когда он выходил на сцену и не мог ничего сыграть. Он бесцельно бродил среди усилителей с гитарой в руках, при этом глядя в зал ничего не видящими глазами. Концерт же шёл своим чередом.
В студии он тоже становился всё более неадекватен - принимать участие в записи означало быть сосредоточенным, а это у Барретта под воздействием препаратов получалось с трудом, что, конечно же, сильно раздражало других участников коллектива. Правда, его музыкальный гений иногда пробивался сквозь наркотическую пелену, но эти периоды становились всё короче и короче.
Наркотики привнесли и другие проблемы – в его поведении стали обнаруживаться симптомы психического заболевания. Барретт с трудом ориентировался во времени и пространстве, у него начались провалы памяти.
Понимая, что Сид становится ненадёжным, группа попыталась ввести в состав Дэвида Гилмора ( David Gilmour ) в качестве второго гитариста.
Но Барретт мгновенно отреагировал на этот ход коллег, приведя на репетицию двух приятелей-музыкантов - один играл на банджо, другой на саксофоне, - которых предложил взять в Pink Floyd . Тут уже на дыбы встали все остальные участники группы. У них появилась другая идея: попытаться убедить Сида, что ему лучше быть в положении «только автора» – как это было организовано у The Beach Boys с Брайаном Уилсоном ( Brian Wilson ). Это означало - не ездить на гастроли, а писать материал и работать в студии. Однако это предложение было Барреттом категорически отвергнуто. Выбора у остальных участников практически не оставалось, хотя уважение к Барретту, как к творческой единице, было настолько велико, что ещё некоторое время его держали как бы в качестве почетного члена группы. Вот только нестабильность гитариста прогрессировала, и вскоре он был уволен из Pink Floyd.
Сид предпринял попытку сольной карьеры, однако она была неудачной – выпущенные в 1970 году два сольных альбома коммерческого успеха не имели. Он решил полностью отойти от музыкальных дел: собрав чемоданы, музыкант переехал в жилой комплекс Chelsea Cloisters и практически прекратил общение с окружающими. Сид ходил по магазинам и блошиным рынкам, скупая дорогие безделушки. Но вещи у него не задерживались, он раздавал их случайным знакомым. Не мудрено, что деньги вскоре начали заканчиваться. Тогда он решил покинуть комплекс и вернуться в дом своей матери в Кембридже. Перед этим он ненадолго посетил своё лондонское жилище - на пару недель в 1982 году, - чтобы забрать лишь необходимое. Всё оставшееся Сид раздал знакомым и малознакомым людям: себе оставил лишь несколько комплектов белья. Решение вернуться к матери было окончательным.
Не известно почему, но он решил идти к ней пешком. Путь в пятьдесят миль – а это примерно 80 километров, - от Лондона до Кембриджа Барретт прошёл, почти не останавливаясь. Сестра Барретта Розмари Брин ( Rosemary Breen ) рассказывала впоследствии в интервью: «Меня не удивило то, что он шёл в Кембридж пешком - он был в жутком ментальном состоянии. Помню, что у него в конце пути были огромные волдыри на ногах, и они долго потом не заживали».
Эрозия личности Барретта была поразительной: его состояние до Pink Floyd и после диаметрально отличалось друг от друга. Казалось, что это были два совершенно разных человека…
Барретта раздражала собственная музыка, а через некоторое время стало раздражать и имя Сид – он перестал на него откликаться. Музыкант решил изменить имя, взяв обратно своё настоящее - Роджер. Судя по всему, ему хотелось вернуться к той жизни, в которой он комфортно существовал до своей музыкальной славы.
В этой попытке вернуть некое подобие прошлых времён сестра Барретта служила единственным связующим звеном между ним и внешним миром.
Он стал заниматься рисованием и изготовлением мебели своими руками. Мебель эта после его смерти была продана с аукциона, а вырученные деньги семья Барретта пожертвовала на стипендию для местных студентов-художников.
Интересный момент: 5 июня 1975 на студии на Эбби Роуд Pink Floyd записывали песню “Shine On You Crazy Diamond”, посвящённую Сиду Барретту. Вдруг в студии появился сам Сид. Внешний вид его шокировал группу: в этом сильно располневшем и коротко подстриженном человеке было трудно узнать того, прежнего, симпатичного и кудрявого Барретта. Он недолго посидел в студии и, ничего не говоря, тихо исчез. Больше он на контакт с бывшими коллегами не выходил.
7 июля 2006 пришла печальная новость - Сид Барретт умер. Ему было 60 лет. Причиной смерти был назван рак поджелудочной железы.
Оглядываясь назад, можно уверенно сказать, что Сид Барретт был невероятно талантливым музыкантом, ставшим жертвой наркотиков. Кто-то совершал тысячи «трипов», а кому-то «кислота» мгновенно «вырубала» мозг. В его случае психика была разрушена практически сразу, приведя к краху творческой карьеры и всей жизни.
Но память о нём жива до сих пор, хотя, конечно же, музыкальный талант его так до конца и не раскрылся.
На днях вышел сборник текстов Сида Барретта – это 52 песни, написанные для Pink Floyd и во время его последующей сольной карьеры.
Тексты впервые представлены вместе в одном издании. Книга, оформленная редкими фотографиями и иллюстрациями, была подготовлена к печати в сотрудничестве с эстейтом Сида Барретта. Предисловие написал бывший менеджер Pink Floyd Питер Дженнер ( Peter Jenner ).