С современных либерально-толерантных условиях стихотворение «Если дорог тебе твой дом …» сочли бы пропагандой экстремизма, а его автора – Константина Симонова привлекли к суду.
«Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!»
Но то была Война. Вопрос стоял кто - кого. В самом жестоком понимании. Либо мы сокрушим гитлеровцев, либо не будет нас. И задача перед нашими литераторами и кинематографистами стояла не простая. С одной стороны, нужно было ожесточить людей, направить их энергию на уничтожение врага. С другой – внушить веру в Победу. Стихотворение Симонова не единственное. Таких художественных произведений было в те годы не мало. Одно из них – фильм Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину».
Композиция картины построена на контрасте. Счастливая молодая женщина Прасковья Лукьянова до войны. Муж, сын, дом. И всё это в одночасье унесла война. Жестоко убиты и сын, и муж. И перед нами другой человек. Ранняя седина, черная – вдовья одежда: на вид ей лет на двадцать больше. И нечеловеческая жестокость во взгляде. Жизнь её посвящена мщению. Само по себе превращение женщины, чье предназначение дарить жизнь в убийцу, мстителя несет мощнейший эмоциональный эффект. И своим мщением она заражает своих односельчан, которых организует на борьбу с захватчиками.
Смерть в фильме предстает во всем её ужасе. Задавленные танковыми гусеницами дети и раненные. Что может быть ужаснее?
Очень интересна сцена допроса пленного генерала. Тот требует соблюдения правил ведения обращения с военнопленными[1] . Но вместо крика, побоев он получает спокойные жестокие вопросы женщины. «А про то, как раненых танками давил сыну расскажешь или соврешь?» Если у человека есть хоть остатки совести, то такие вопросы хуже пыток.
И, несмотря на все ужасы оккупации, жестокость карателей и вражескую пропаганду люди выживают и побеждают. И пусть до Победного Мая еще далеко. Пусть разгромлен не самый большой гарнизон, но это – победа. Еще один шаг в долгом пути к Победе. И пролетающие над головами наши самолеты выглядят как несущие на крыльях весну птицы.
Интересна личность автора сценария фильма. Алексей Яковлевич Каплер известен не только как автор сценариев таких фильмов как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия»; не только как бессменный ведущий «Кинопанорамы» с 1966-го по 1972-й год; но и как возлюбленный дочери Сталина Светланы. С точки зрения «разоблачителей Культа» он выглядит как жертва политических репрессий. Но если посмотреть на вещи спокойно, то возникают вопросы. Есть элементарные правила техники безопасности: «Не подходи близко к обрыву», «Не лезь в трансформаторную будку», «Не стой под стрелой», «Не приближайся к «сильным мира сего». И если Алексей Каплер пренебрег этими правилами, то возможны две версии:
1. Он просто не понимал, что творит.
2. Он пошел на этот шаг сознательно
Первую версию отметаем. Понятно, если бы повинуясь воле чувств, пошел 17-летний юнец. Но к 40 годам люди обычно предпочитают спокойный расчет эмоциям. Долго вращаясь в высоких кинематографических и властных кругах, он по определению должен был усвоить правила поведения. А даже если эмоции зашкаливают, то всегда есть друзья, родственники, знакомые, способные предупредить, а то и остановить. Значит, шаг был сделан осознанно, с четким пониманием рисков и угроз. Какую и чью задачу он при этом выполнял – вопрос открытый.
В заключение остановимся на неодушевленном актере. Роли немецких танков в фильме исполняет легкий танк Т-70. Он относительно малоизвестен на фоне Т-34, КВ, ИС. Однако, даже несмотря на то, что выпускался всего два года, он стал вторым по числу выпущенных машин советским танком того времени. Противопульная броня делала его практически бесполезным в открытом бою[2] , но из-за своих малых размеров он неплохо показался себя городских условиях. Гораздо шире использовалась самоходка СУ-76, созданная на его базе. Компактная, вооруженная достаточно мощной пушкой ЗиС-3, она хорошо справлялась с задачей непосредственного сопровождения пехоты, способная ударить шрапнелью по пехоте, уничтожить огневую точку, подбить легкий или средний танк, а при удачном стечении обстоятельств – «Тигр» или «Пантеру». Танков Т-70 практически не сохранилось и любители истории техники в фильме имеют хорошую возможность увидеть эти машины в действии.
Автор материала Андрей Болдырев
[1] К слову, жестокое обращение с советскими военнопленными гитлеровцы мотивировали тем, что СССР не присоединился к Гаагской конвенции. Но тогда почему не соблюдала эту конвенцию присоединившаяся к ней Германия?
[2] Впрочем, известен случай, когда Т-70 вступил в бой с двумя «Тиграми» и, умело маневрируя, сумел вынудить их подставить борт под огонь нашей артиллерии.