Найти тему
"Волость"

«Могильщики» Кузнецкого бассейна из Якутии

По итогам января угольная отрасль прибавила к аналогичному периоду прошлого года 200 тысяч тонн. Почти на один миллион тонн вырос экспорт в западном и восточном направлениях. Однако в целом среднесуточная отгрузка составила чуть больше 93% к плану. Напомним, в прошлом году добыча угля в Кузбассе рухнула по сравнению с прошлым годом почти на 30 млн тонн.

В течение всего прошлого года мы то и дело слышали стоны о том, что угольные компании Кузбасса испытывают огромные трудности в связи с пандемией коронавируса, отчего мировая экономика сильно затормозила. Само собой из-за этого сильно упали цены на уголь, особенно в Европе. Главные надежды губернатор Сергей Цивилев связывал с поставками угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где его стоимость была значительно выше, чем в Европе. А основным препятствием для экспорта он называл слабую пропускную способность железной дороги в восточном направлении. Всё это – правда, но не вся: под жгучие разговоры об отставании с модернизацией так называемого Восточного полигона на угольных месторождениях Якутии формировались мощности для добычи и транспортировки угля в том же направлении – в страны АТР.

Если судить по открытым сообщениям самих якутских добытчиков, то компания «ЭльгаУголь», которая разрабатывает месторождение коксующегося угля в Якутии, планирует нарастить в 2021 году объёмы добычи коксующихся углей до 18 млн тонн. Одновременно с ней компания «Колмар», работающая в том же регионе, намерена извлечь в текущем году более 13,4 млн тонн за счет выхода на производственную мощность объектов ГОК «Инаглинский». Обе компании реализуют свою продукцию в страны АТР, куда в последние годы ориентируются поставки кузбасских углей.

Кто выиграет в этой конкуренции на длинной дистанции предсказать несложно: от Кузбасса до дальневосточных морских портов примерно 4 тысячи километров, а у их конкурентов из Якутии это расстояние в разы меньше. При этом в Кузбассе растет возмущение населения варварским отношением угольных компаний к экологии и здоровью населения, в то время как в Якутии рядом с шахтами и разрезами нет многочисленных шахтерских поселений с изношенной инфраструктурой и ветхим жильем. Да и зарплата горняков в Якутии значительно выше.

Однако самое неприятное для угольщиков Кузбасса известие пришло совсем недавно: благодаря нескольким последовательным крупным сделкам бизнесмен Альберт Авдолян (владелец «ЭльгаУголь») при поддержке «Ростеха» и с помощью мощного финансирования (со стороны, в основном, государственных банков) создает крупнейшего в стране производителя металлургических углей, объединяя Эльгинское и Сугондинско-Огоджинское угольные месторождения, а также активы «Сибантрацита». Проще говоря, теперь за самой крупной угольной компанией Якутии стоит ближайший товарищ Владимира Путина Сергей Чемезов и госбанки. А за Кузбасс, судя по скудной информации о заседаниях Госсовета, хлопочет губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, занимающий там пост председателя комиссии по направлению «Энергетика». Для справки: по данным министерства угольной промышленности Кузбасса углей коксующихся марок в прошлом году было добыто в регионе 74,5 млн тонн (январь-декабрь 2019 г. – 76,6 млн тонн).

Пока по объемам добычи Кузбасс впереди, однако логистически сильно проигрывает Якутии, потому как гонять ежедневно огромное число полувагонов за тысячи километров от места добычи – причем, возвращать их в Кузбасс порожними – разорительно! Кстати, в информационных лентах то и дело появляются сообщения о крушении железнодорожных составов в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Как правило, это эшелоны с углем. Но даже без крушений РЖД то и дело напоминает про убыточность дальних перевозок угля, которые составляют основную долю грузооборота компании.

Что же с логистикой у конкурентов? По словам главы Якутии Айсена Николаева: «Компания «ЭльгаУголь» развивается не поступательно, а очень быстро». На совещании, проходившем на днях в рамках президиума госкомиссии по транспорту под руководством вице-премьера страны Андрея Белоусова, он сообщил: «Обсуждали, как обеспечить вывоз угля с Эльгинского месторождения при выходе на плановые показатели. К 2025 году они должны достигнуть 30 млн тонн».

Что касается долгосрочных планов, к 2023 году планируется увеличить добычу угля до 45 млн тонн. Инвестиции в проект составят 130 млрд рублей. Помимо увеличения добычи угля средства будут направлены на строительство горно-обогатительных комбинатов, расширение пропускной способности собственного железнодорожного пути «Эльга – Улак» до 30 млн тонн.

В свою очередь компания «Колмар» в сентябре прошлого года ввела в эксплуатацию современный угольный терминал «ВаниноТрансУголь» для перевалки высококачественных коксующихся углей, добываемых в Южной Якутии на горно-обогатительных комплексах «Денисовский» и «Инаглинский».

Инвестиционный проект по строительству в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля реализуется в два этапа: в прошлом году введен в эксплуатацию комплекс для перевалки угля мощностью 12 млн тонн в год, на втором этапе – к 2023 году – мощности будут увеличены до 24 млн тонн.

Да простят читатели автора за обилие цифр, но именно они ясно показывают дальнейшее угасание угольного Кузбасса и перемещение центра угледобычи в регионы Восточной Сибири, где добываются премиальные марки углей, откуда их гораздо быстрее и ближе доставить до конечных потребителей. Понятно, что произойдет это не за год и даже не за пятилетку, но закат Кузбасса уже начался.

Борис Егоров