Найти тему

Март в Городе Солнца

Небольшое введение.

Эту статью я написал в уже далеком 2009 году для одного мотожурнала, в котором был раздел для непрофессиональных авторов. Поэтому стилистика и построение ее выполнены, исходя из традиций данной рубрики.

Журнал статью не опубликовал, но в следующем сезоне прислал на Кавминводы своего корреспондента на схожем мотоцикле, который прокатился по этим же местам по такому же принципу: базирование в одном месте и короткие выезды на пленэр. Материал получился красочный, профессиональный, но первоисточник – вот он, к вашему вниманию. А еще мне показалось, что в том материале любви к себе любимому и своему мотоциклу больше, чем к Кавказу, а у меня - наоборот:). Ну, да я не в обиде.

С тех пор, подобно цунами, через страну прошли потрясения типа олимпиады, запрета на выезд туристов в связи с санкциями, коронобесие, что значительно повлияло и на инфраструктуру, туристический поток, а особенно, на планы и мечты почти всех из нас. Изменились отношения людей, несколько улучшилась культура на дорогах, в киосках нет больше бумажных карт, а фотовозможности телефонов рвут горизонты. Но Кавказ по-прежнему прекрасен, и я буду дальше писать о нем, и всех приглашаю увидеть его через окуляр своей, а не чужой фотокамеры. Перефразируя Жванецкого: "Хватит смотреть на мир глазами блогеров!"

Итак, Март в Городе Солнца.

Кисловодск – город солнца. Расположение в ложбине между тремя хребтами и почти 300 солнечных дней в году делают его микроклимат уникальным. В марте и ноябре, когда в средней полосе уже мокро и противно, а мототехника ставится на прикол, тут вполне сухо и тепло. Горы вокруг достаточно пологи и сложены в основном из песчаника, ракушечника и мела, так что покрышки прорвать в лоскуты вероятность небольшая.

Травянистая степь у Минеральных Вод, плавные склоны у Кисловодска и серьезные скалы чуть дальше в сторону Большого Кавказского хребта дают огромный простор как для профессионального эндуриста-кроссовика, так и для начинающего. Древние курганы и городища, водопады, озера и минеральные источники, подножие Эльбруса - и все это разнообразие расположено в радиусе 50 километров! А уж виды, которые открываются за каждым поворотом, словесному описанию мало поддаются.

Так размышлял я, катаясь на смирной лошадке по перевалу Гумбаши в начале ноября прошлого года. Желание выбраться в эти края на мотоцикле, да еще пораньше, зрело во мне всю зиму. Вопрос решился сам собой, когда я стал обладателем замечательного ящика, в котором в январе приехал из Питера долгожданный красавец Kawasaki Versus 650. В этот ящик был помещен заслуженный ветеран Квака - зелененький Kawasaki KLE 250 и вместе с мешком экипировки отправлен друзьям в Пятигорск.

И вот вожделенная середина марта, самолет пробивает плотную облачность и…. Кисловодск встречает ночными морозами и обильным снегом. Курортный парк чем-то напоминает фильм Сергея Соловьева «Асса».

К счастью, через день снег растаял, показалось солнышко, температура днем устойчиво перевалила в плюсовую зону. Пора забирать застоявшегося коня! От Пятигорска до Кисловодска примерно 30 километров по неплохой и слабо загруженной трассе. Но «здесь вам не равнина, здесь климат иной »(1) - как оказалось, в это время на открытых пространствах постоянно дует сильный ветер, складки местности делают его непредсказуемым. И без того большая парусность эндурика, увеличенная рюкзаком и багажем под сеткой превращает езду в сплошную борьбу с вольной стихией. Удовольствие сомнительное, поэтому в последующем выбирался на эту трассу только по необходимости.

Местные автомобилисты крайне недоброжелательны к мотоциклистам, да и к себе подобным тоже. Болезненно реагируют и на обгон, и на медленное, по их мнению, движение. Пришлось сразу забыть московскую привычку пробираться между рядами на светофорах, это здесь незачем. По дорогам перемещается большое количество изделий отечественного автопрома, тюнингованных по «последней моде», а так же сильно подержанных изделий автопрома немецкого, их пилоты и пассажиры часто обладают завышенной самооценкой. Традиция уступить дорогу и поблагодарить уступившего миганием «аварийки» тут еще не прижилась. Но прогресс есть, пешеходов иногда пропускают.

Другое дело местные байкеры и сочувствующие им! Искренне рады пообщаться, посоветовать маршрут, рассказать про «деда, который вооон в тех горах пасет баранов на моце и выделывает такооое!» или какую другую байку. Байкеры, одним словом!

Запасшись в киоске картами-трехверстками и обследовав склоны в бинокль, намечаю маршрут и выезжаю на «пленэр». Асфальт второстепенных дорог испещрен выбоинами, повороты в серпантинах присыпаны мелкими камушками, повыше в тенистых местах на дорогу выползают коварные языки укатанного снега. Но солнце яркое, воздух свежий, виды шикарные, удовольствие от езды неописуемое.

Асфальт кончается, дальше вверх ведет усыпанная округлыми камнями грунтовка с участками черноземной колеи. Внешний вид оказался обманчивым, тающий выше снег превратил все это в малопролазную грязь. Не очень зубастый протектор моментально забивается, иногда трудно понять, кто на ком едет…

Попытка объезжать грязь по траве не приносит большого успеха. Дерн легко срывается, под ним оказывается такой же полужидкий чернозем. Смесь из камней, грунта и прошлогодней травы намертво набивается под переднее крыло, которое приходится бесчисленное множество раз снимать и выковыривать отверткой этот армированный супербетон. Но есть при этом шикарный плюс: падать мягко и даже приятно, можно с чистой совестью дать себе и Кваке передышку. Жаль только мять подснежники, которыми усыпаны некоторые склоны.

Во всем остальном Квака проявил себя надежным бойцом: двухцилиндровый движок бодро тянет на подъеме и хорошо тормозит на спуске.

Все эти труды окупаются, когда достигаешь заветной цели – вершины или уступа. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем …» (1) - люди поталантливей меня смогли найти нужные слова, чтобы описать свои ощущения. Летом, и особенно осенью, к этой красоте добавятся фантастическое буйство красок, ночевки под огромными звездами… .

Жаль, поделиться восторгом можно только с разгоряченным Квакой. Возможно, сверкающий вдали Эльбрус напоминает ему о Фудзи и далекой родине.

За неделю подобных коротких вылазок мы освоили мизерную часть местных достопримечательностей. Даже проводники, которые водят и возят туристов любого уровня экстремальности, не побывали во всех местах этого волшебного края, мало человеческой жизни отпущено Творцом!

Остается пожелать, чтобы тут, как и на солнечном острове Кипре, описанном не так давно в «Мото», появилась наконец-то инфраструктура для аренды техники и мотопутешествий. Большие надежды возлагаются на неотвратимо грядущую по соседству олимпиаду. Говорят, будет прямая дорога до Сочи, тогда ценность этих мест возрастет многократно.

Квака остался в гараже у друзей ждать меня до осени. А может быть, это первая ласточка для будущей прокатной фирмы? Мы встретимся, Квака, обязательно встретимся!

Андрей Костров 2009. Все фото автора.

1 Высоцкий В.С. Не вышел из боя. Стихи, песни, проза. Центрально-черноземное кн.из-во, Воронеж, 1989 стр. 51

Еще про байкеров: Кот с героической судьбой. На Сахалин - с дайверами!

Еще про спорт: Гольф.Разрушение стереотипов.