Тебя кормить сегодня не велено, примерно такие слова услышал тринадцатилетний Даниил К. из многодетной семьи в школьной столовой, когда в очередной раз вместе с одноклассниками пришел на обед. Чувство обиды и горечи, чувство унижения и неполноценности смешались в единый ком горечи и предательски подступили к горлу подростка. Вот так калечим мы еще не окрепшую психику наших детей. И как показывает судебная практика, такое может случится в любое время и с любым ребенком, которому государство что-то гарантирует. Журналист Виктор Балакин рассказывает для "Орловских новостей" с чем зачастую вынуждены сталкиваться орловские семьи при взаимодействии с департаментом социальной защиты.
СУП РАЗДОРА
Происходит это потому, что чиновники на местах извращают эти гарантии так, что кроме негодования и возмущения они не вызывают у людей ничего. Многодетной семье Данила К. государство тоже гарантировало, в том числе и бесплатное питание в школе. Несколько лет это право семья реализовывала. Но на каком-то этапе «Областной центр социальной защиты населения» в лице отдела по Железнодорожному району г. Орла решил в одностороннем порядке, не поставив в известность родителей, пересмотреть статус семьи. Поводом для столь радикальных мер послужило то, что многодетная семья имеет постоянную регистрацию в другом регионе РФ, а убедительных доказательств проживания данной семьи в Орловской области у социальной защиты, как они утверждают, нет. Абсурд! Раньше были доказательства, а теперь, вдруг, не стало. Кроме того, чиновники утверждают, что статус многодетной семьи был установлен 2015 году. В этом же году мама Данила получила и соответствующее удостоверение. Однако, по мнению «соцзащитников» этот статус, необходимо подтверждать ежегодно, собирая кучу справок и свидетельств, чего родители Данилы, по мнению соцзащиты, не сделали своевременно. Школьный суп у ребенка «защитники» отняли, лишили семью и других льгот. Все попытки главы семейства объяснить чиновникам, что они неправы, не увенчались успехом. Кто-то им посоветовал обратиться в суд. С трудом родители Максима наскребли на оплату адвоката, урезая детям и без того скудный рацион питания, состоящий в основном из «макарошек». Еще сложнее было собрать кучу справок и свидетельств. Приходилось отпрашиваться с работы раз – другой – третий... Чувствовалось, что терпению работодателя приходит конец: или судитесь, или работайте.
И все же 11 декабря 2020 года Советский районный суд г. Орла под председательством судьи Т. А. Михеевой вынес вердикт: установить факт постоянного совместного проживания родителей и детей в Орловской области; признать за семьей продление статуса многодетной со всеми вытекающими последствиями, в том числе и право на бесплатный суп в школе.
На данный момент решение суда вступило в законную силу. Казалось бы, справедливость восторжествовала. В этом конфликте смущает не только безосновательное и неожиданное нападение «защитников» на многодетную семью. По каким-то причинам прокуратура Железнодорожного района не захотела реализовать свое право по защите законности и социальной справедливости в интересах несовершеннолетних детей. А такое право у нее есть. Будем считать, что не знала.
«Соцзащитники» даже и не старались оспорить данное решение суда. Можно бы было подумать, что осознали они свою вину. Ну бывает: ошибочно «не на тех напали», возможно потому, что плохо изучили законы РФ, не проявили надлежащей чуткости и внимания к данной семье, что входит в их прямые обязанности... Фемида поправила. «Нападавшие соцзащитники» раскаялись, сделали работу над ошибками и больше так нехорошо поступать не будут. Но, плохо знает наших чиновников тот, кто так хорошо думает о них.
УМЫШЛЕННО НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ?
В феврале текущего года Елена Ю. обратилась в «Областной центр социальной защиты населения» в лице отдела по Северному району с заявлением: назначить ее трехлетнему сыну выплату пособий, согласно Указа Президента РФ В. Путина №199 от 20. 03. 2020г. В данном указе говорится, что семьям, имеющих детей от трех до семи лет назначаются ежемесячная выплаты пособий в размере 5000 (пяти тысяч) рублей, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу, установленную в субъекте РФ… Понятно, что деньги не ахти какие, но хоть что-то. Елена собрала все необходимые документы и справки и направила в соцзащиту Северного района.
По всем критериям семья Елены Ю. под данный Указ подходила: ее малолетнему сыну только что исполнилось три года, доход на душу…, да какой там доход! Опустив нюансы, можно сказать так: живут они вдвоем с сыном на 15 тысяч рублей в месяц. Ребенок родился и вырос в Орле, здесь его постоянное место регистрации и постоянное место жительства по одному и тому же юридическому адресу, здесь он ходит в детский сад... Сама Елена проживает постоянно в Орле уже более пяти лет вместе с сыном по тому же юридическому адресу, имеет постоянное место работы, лечится в одной и той же поликлинике... По данному адресу имеет временную регистрацию. Постоянная регистрация у нее в Брянске, так как там есть часть жилья, которую, в случае выписки она может потерять. Именно из-за отсутствия постоянного места регистрации на территории Орловской области, «соцзащитники» и отказывают Елены Ю., вернее, не ей, а ее малолетнему сыну, в назначении выплаты пособий. Проще говоря, у ребенка отобрали 5000 (пять тысяч) рублей, которые ему гарантировало государство. Что это: новое «нападение» соцзащиты на очередную малообеспеченную семью? Или не сделана работа над ошибками после конфликт вокруг «школьного супа», который возник так же из-за отсутствия постоянной регистрации, именно регистрации, а не постоянного места жительства. Но ведь Фемида однозначно дала понять «нападавшим», «соцзащитникам» что они не правы. Тогда: «Почему? Чтобы выяснить это, мы связались по телефону с руководителем департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Ириной Гаврилиной.
На наш вопрос: «Почему отказали Елене Ю. в пособии?» - ответила, примерно, так: у нее нет постоянной регистрации в Орловской области. «Да, но ведь этого не требует ни Указ Президента, ни Постановление правительства, ни Указ губернатора Орловской области» – попробовали возразить мы. «Везде речь идет только о совместном постоянном проживании заявителя и ребенка. А регистрация и постоянное место жительства — это совершенно разные юридические понятия. На что Гаврилина ответила дословно:
«Есть дополнение к указу губернатора Орловской области №216. Я сейчас точно не помню, но где-то там говорится, что регистрация обязательна. Если не согласны, обращайтесь в суд. Будем нарабатывать судебную практику».
Холодным равнодушием пахнуло от этих слов главной в нашей области социальной «защитницы» бедных и малоимущих. На мое предупреждение о том, что Елена Ю. по данному факту официально уже обратилась в прокуратуру, с каким-то удивлением в голосе переспросила: «И что, прокуратура будет в суде отстаивать ее интересы?» Это «удивление» наводит на определенные размышления, особенно после рассмотрения в суде дела многодетной семьи Данилы К. при отсутствии представителя «государева ока». Возможно, там просто не знали о таком процессе. Прокуратура Северного района г. Орла в ответ на заявление Елены Ю. пока молчит.
Из данного разговора с чиновницей становится ясно, что Гаврилина все это знает? Тогда получается, что умышленно наступает на те же грабли?
КТО ОСТАНОВИТ ГАВРИЛИНУ?
Конечно, даме, раскатывающей на шикарном красном авто «Ягуар», стоимостью в несколько миллионов рублей (как показала проверка, купленного за честно заработанные деньги) трудно понять родителей ребенка, у которого по вине вверенной ей госструктуры, отняли школьный суп на несколько месяцев, пока шли судебные тяжбы, тем самым фактически унизив ребенка в глазах его сверстников. Ей не понять маму, которая кормит своего трехлетнего сына «макарошками», посыпая их сахарным песком, потому что прожить вдвоем на 15 тысяч рублей при наших-то ценах на продукты, ЖКХ и детские ботиночки, сродни материнскому подвигу. Правда родители и не нуждаются особо в понимании Гаврилиной. Они хотят, чтобы чиновники строго выполнять закон!
Совершенно очевидно, что в обосновании отказа соцзащита допускает незаконное и необоснованное расширенное, по своему усмотрению, толкование правовых норм, а именно приравнивает регистрацию по месту жительства с местом фактического проживания, что противоречит действующему законодательству Р.Ф., так как нормы права, регулирующие указанные правоотношения не предусматривают для получения пособия условия о единой регистрации по месту жительства ребенка и лица, обратившегося за пособием.
Давая комментарии к своему указу о назначении выплат семьям, имеющих детей от трех до семи лет, президент РФ В. Путин сказал примерно следующее: данные выплаты производить без проволочек и чиновничьей казуистики…
Государственные чиновники обязаны были слышать своего президента. Но их почему-то «несет куда-то в нападение» на малообеспеченные семьи. И ведь не боятся. Почему? – объяснить такое «бесстрашие» мы попросили известного в области адвоката В. Сучкова. Кстати, именно он отстоял в суде права многодетной семьи. Вот его мнение:
«Я думаю, что дело тут не в бесстрашии, тем более со стороны наших чиновников. Скорее всего, в уверенности в своей безнаказанности. В данном случае соцзащита преследует одну цель: экономия региональных бюджетных средств. Указ президента есть, его надо выполнять, а региональная власть не может обеспечить его финансово. Популизм чистой воды получается. Вот и пускаются «соцзащитники» во все тяжкие, зная, что наказание со стороны их руководителей – региональной власти - не последует».
По словам Сучкова, чиновники также прекрасно понимают, кто обращается к ним за социальной помощью. Как правило, это простые малообеспеченные люди, с которыми можно и не церемониться. Мало кто из них будет обращаться в суд, прежде всего из-за отсутствия средств. «Но я все же советую – обращайтесь», — говорит адвокат.
И такое мнение В. Сучкова небезосновательно. В конце прошлого года на одном из заседаний облсовета при подведении итогов по реализации указа президента о дополнительных мерах социальной поддержки прозвучало, что пособие в нашем регионе не смогли получить по разным причинам около трехсот семей. На вопрос депутатов к Гаврилиной: «Почему так много?» - та пообещала поправить положение. Поправила или нет – неизвестно. Так же неизвестно, скольким семьям вообще было отказано в получении данных пособий, законность и обоснованность этих отказов. Триста или три тысячи в регионе отказников? Кто это проверит? Очевидно, что региональная власть в этом не очень заинтересована. А соцзащиту, видимо, от желания угодить начальству чтобы сохранить кресло, уже «понесло».
Конечно, остановить даму на красном «Ягуаре», который может развивать скорость до 360 км/час, сложно. Но нужно. Это вам не мальчики и девочки мажоры. Это взрослая женщина - представитель государственной власти. И дай таким бесконтрольную власть и безнаказанность, эти «государственные мажоры» совершат такую социальную аварию, последствие которой предсказать трудно…
Виктор Балакин