Найти тему

Борьба достопочтенной Фатимы после смерти Посланника Аллаха (сав)

Борьба достопочтенной Фатимы после смерти Посланника Аллаха (сав)
Борьба достопочтенной Фатимы после смерти Посланника Аллаха (сав)

Борьба Фатимы (мир ей) после кончины ее отца связано с вопросами назначения халифа и вопросом наследства, возникшего из-за Фадака.

Несмотря на то, что хадисы и аяты, связанные с халифатом Али (мир ему), были на виду, выборы халифы прошли при полном их игнорировании, аяты и хадисы оказались отвергнуты.

Кроме того, сама тема выборов халифа носило сомнительный характер. Потому что во время собрания в Бани Сакифе при выборе Абу Бакра было спрошено мнение не уммы, а небольшой группы людей. И выбранный халифом человек угрозами и силой меча заставлял присягнуть человека, который должен был получить халифат.

Согласно основам Ислама, человек, который получает власть после Пророка (сав) выбирается не голосами, а определяется милостью Аллаха.

Поскольку халифат был передан в нарушении этих условий, то Фатима и Али (мир им) выступили против этого собрания и решений принятым после него.

Халиф, выбранный сомнительным способом, поспорил с Фатимой (мир ей) из-за рощи Фадак и в результате накала превратил это в политические распри.

Борьба достопочтенной Фатимы после смерти Посланника Аллаха (сав)
Борьба достопочтенной Фатимы после смерти Посланника Аллаха (сав)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ИЗ-ЗА ВОПРОСА ФАДАК

Спустя 10 дней после смерти Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) возник вопрос финиковой рощи Фадак и, на первый взгляд, вся борьба шла из-за вопроса собственности, главной ее причиной был гнев из-за нарушения принципов, принесенных вероучением Ислама и попрание сунны Пророка (да благословит Аллах его и его семейство).

В последние моменты своей жизни Пророк (да благословит Аллах его и его семейство) рассказал Ахли Бейт, что им предстоит пережить, и еще при жизни наставлял в этом вопросе сподвижников.

Суннитский автор Абу Наайим Исфихани в труде «Хилиййе», суннитский автор Мухаммад бин Талха Шафии в труде «Маталиб’ус-Суул», суннитский автор Балазури в своей «Истории», передает следующее от Айуба аль-Ансари:

«Когда Абу Ауйба спросили (возразили ему): «Почему ты был с Али (мир ему), а не присягнул Абу Бакру», он дал следующий ответ:

«Однажды к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) пришел Аммар бин Йасир. Он задал некоторые вопросы Пророку (да благословит Аллах его и его семейство), в ходе беседы Пророк (да благословит Аллах его и его семейство) сказал следующее: «О, Аммар! Если все люди пойдут по одной дороге, а Али выберет другую дорогу, ты выбери путь, который выбрал Али, не иди по пути, который выбрали люди. О, Аммар! Али тебя не собьет тебя с истинного пути (хидийат) и не даст впасть с заблуждение (далалет). О, Аммар! Следовать за Али значит следовать за мной. Следовать за мной - это следовать за Аллахом».

Противостояние в вопросе финиковой рощи Фадак в итоге превратилось в большую политическую борьбу против личности Фатимы (мир ей).

После речи в мечети Пророка Фатима (мир ей) не оставила это дело, а наоборот проявила решимость до конца в противостоянии с халифом.

В первую очередь она приняла решение не разговаривать с Абу Бакром: «Клянусь Аллахом, пока я жива я не перекинусь ни одним словом». (Шиитский автор Али Арбили, «Кашфу’ль Гумма», т. 1, с. 477)

Действия Фатимы (мир ей) и Али (мир ему) против политической власти в лице халифа и проводимой им политики были вызваны не стремлением к материальным благам.

Эту борьбу следует воспринимать как позицию, которую Фатима (мир ей) подчеркнула в своей речи в мечети, а именно не отходить от линии Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) и не отдаляться от главной цели Ислама.

Эта позиция была направлена и против выбранного халифа, и против его действий.

Почему против халифа? Потому что Абу Бакр не имел права на халифат, а было правом Али (мир ему), как при жизни подчеркивал Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство).

Почему против его действий? Потому что Фадак и доходы хумус по праву принадлежали не Абу Бакру и были забраны из рук Фатимы (мир ей).

Фатима (мир ей) в своей речи напомнила про возвышенные качества Али (мир ему) и о том, что он является братом Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство).

Эту тему она вновь напомнила во время беседы с женами мухаджиров и ансаров, которые пришли ее навестить во время болезни, она подчеркнула, что ее главные страдания не из-за этого мира, а только из-за призыва Ислама:

«…Я провела утро в грусти и горе. С одной стороны, это кончина Пророка (да благословит Аллах его и его семейство), а с другой стороны – угнетение, которому подвергся Преемник (мир ему)… Клянусь Аллахом, была попрана его неприкосновенность, когда у него из рук вырвали имамат, истолковав неверно ниспосланное в Книге Аллаха и сунне Пророка (да благословит Аллах его и его семейство). Но я знаю причину этого. Это явное проявление ненависти, идущей с времен битвы при Бадре и следы битвы при Ухуде». (Бихару’ль-Анвар, т. 43, с. 156)

Ее эти выступления стали поддержкой Али (мир ему) в его борьбе в вопросе халифата.

Фадак станет причиной для споров с несправедливо выбранным халифом.

Она это сделала в своих проповедях.

Мы можем так перечислить этапы политической борьбы Фатимы (мир ей) в вопросе Фадака:

1. Первоначально она не хотела быть втянутой в эти события и отправила своего представителя, чтобы обсудить вопрос наследства с Абу Бакром

2. После жесткого ответа Абу Бакра Фатима (мир ей) лично пришла требовать свои права

3. Когда стало известно, что Абу Бакр ответил категорическим отказом, она в мечети Пророка выступила перед сподвижниками с большой проповедью.

4. После этой речи она больше не разговаривала с Абу Бакром и Умаром, и таким образом сподвижники поняли, что она их не простила.

5. Когда Умар и Абу Бакр пришли навестить ее во время болезни, то она еще раз выразила свой гнев и расстройство.

6. Она во время болезни, когда ее посетили жены мухаджиров и ансаров, она еще объяснила цель своих поступков.

7. Она завещала, чтобы заупокойную молитву по ней прочитали и похоронили в тайне.

В связи с этой политической борьбой шиитский ученый Аллама Саййид Мухаммад Бакир говорит следующее:

«С одной стороны, все попытки и действия Захры остались безуспешными, а с другой стороны завершились победой. Кажется, что она проиграла, так как не смогла поколебать власть халифа, которую она атаковала с большим усердием спустя 10 дней после кончины Пророка (да благословит Аллах его и его семейство).

Но с другой стороны, старания и усердие Фатимы (мир ей) завершились ее победой. Потому что она сумела донести до всех свою правоту, она приложила все силы, чтобы донести истинную подоплеку дела, она сумела нарастить силу сопротивления в войне течений (мазхаб).

В своей речи в мечети Пророка Фатима (мир ей) сказала сподвижникам следующее: «Голова шайтана выглянула из дыры. Она нашел среди вас своих последователей. Он увидел вас в состоянии, готовом принять его обман. Он предупредил вас, он увидел в вас тех, кто быстро исполняет сказанное им. Таким образом, вы заклеймили верблюда, который вам не принадлежит».

Под «верблюдом» имелся в виду халифат, а Абу Бакр, который сел на место халифа.

Фатима (мир ей) заявила, что те, кто присягнули Абу Бакру стали инструментом в играх шайтана.

То есть поступки Фатимы (мир ей) были направлены и на защиту прав, перешедших ей от отца, и на то, чтобы показать людям, какие они ошибки совершают в вопросе халифата.

В суннитском труде «Шарх-и Нахджу’ль-Балага» о тех, кто думает, как Абу Бакр передается следующее:

И о тех, кто поддержал Абу Бакра Али (мир ему) сказал следующее:

«О, община мухаджиров! Соблюдайте право Аллаха! Не выносите власть Мухаммада из его дома, из его семьи и не несите в свои дома и семьи. Не лишайте его семью перед людьми их положения и прав. Клянусь Аллахом, о, община мухаджиров! Мы, Ахли Бейт, в этом вопросе обладатели большего права…». (Ибни Аби’ль-Хадид, «Шарх-и Нахджу’ль-Балага»)

После того, как халифат был отобран у Фатимы и Али (мир им), из-за проводимой политики вооруженного восстания не последовало.

Фатима (мир ей) никогда не присягала халифу. Пока она была жива, не присягнули и Али (мир ему), и хашимиты.

Даже, когда Фатима (мир ей) лежала больной в постели, она не прекращала свою борьбу. Когда ее пришли навестить Абу Бакр и Омар, в результате ее речи Абу Бакр выбежал на улицу в раскаянии и слезах. И таким образом, она одержала победу.

Суннитский автор Табари приводит эту речь Фатимы (мир ей):

То, что она сказала сподвижникам, пришедшим в последние моменты ее жизни попросить у нее прощения, показывает, насколько она тонко чувствовала и следовала Исламу и сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обладала принципами, от которых не отступала ни на миллиметр:

«Уходите, у меня нет с вами общих дел. Просить прощение после того, как ты совершил преступление, не имеет смысла, после этой ошибки у меня нет слов для вас». (Далаилу’ль-Имамат, Табари; Кашфу’ль-Гумма)

В результате этих усилий Фатимы (мир ей) тема халифата и вопрос Фадака обсуждается до сих пор.

Хайдар Баш

Дополнительная литература:

Др. Хайдар Баш. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"

Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)" ,

Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"