Борьба Фатимы (мир ей) после кончины ее отца связано с вопросами назначения халифа и вопросом наследства, возникшего из-за Фадака.
Несмотря на то, что хадисы и аяты, связанные с халифатом Али (мир ему), были на виду, выборы халифы прошли при полном их игнорировании, аяты и хадисы оказались отвергнуты.
Кроме того, сама тема выборов халифа носило сомнительный характер. Потому что во время собрания в Бани Сакифе при выборе Абу Бакра было спрошено мнение не уммы, а небольшой группы людей. И выбранный халифом человек угрозами и силой меча заставлял присягнуть человека, который должен был получить халифат.
Согласно основам Ислама, человек, который получает власть после Пророка (сав) выбирается не голосами, а определяется милостью Аллаха.
Поскольку халифат был передан в нарушении этих условий, то Фатима и Али (мир им) выступили против этого собрания и решений принятым после него.
Халиф, выбранный сомнительным способом, поспорил с Фатимой (мир ей) из-за рощи Фадак и в результате накала превратил это в политические распри.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ИЗ-ЗА ВОПРОСА ФАДАК
Спустя 10 дней после смерти Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) возник вопрос финиковой рощи Фадак и, на первый взгляд, вся борьба шла из-за вопроса собственности, главной ее причиной был гнев из-за нарушения принципов, принесенных вероучением Ислама и попрание сунны Пророка (да благословит Аллах его и его семейство).
В последние моменты своей жизни Пророк (да благословит Аллах его и его семейство) рассказал Ахли Бейт, что им предстоит пережить, и еще при жизни наставлял в этом вопросе сподвижников.
Суннитский автор Абу Наайим Исфихани в труде «Хилиййе», суннитский автор Мухаммад бин Талха Шафии в труде «Маталиб’ус-Суул», суннитский автор Балазури в своей «Истории», передает следующее от Айуба аль-Ансари:
«Когда Абу Ауйба спросили (возразили ему): «Почему ты был с Али (мир ему), а не присягнул Абу Бакру», он дал следующий ответ:
«Однажды к Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) пришел Аммар бин Йасир. Он задал некоторые вопросы Пророку (да благословит Аллах его и его семейство), в ходе беседы Пророк (да благословит Аллах его и его семейство) сказал следующее: «О, Аммар! Если все люди пойдут по одной дороге, а Али выберет другую дорогу, ты выбери путь, который выбрал Али, не иди по пути, который выбрали люди. О, Аммар! Али тебя не собьет тебя с истинного пути (хидийат) и не даст впасть с заблуждение (далалет). О, Аммар! Следовать за Али значит следовать за мной. Следовать за мной - это следовать за Аллахом».
Противостояние в вопросе финиковой рощи Фадак в итоге превратилось в большую политическую борьбу против личности Фатимы (мир ей).
После речи в мечети Пророка Фатима (мир ей) не оставила это дело, а наоборот проявила решимость до конца в противостоянии с халифом.
В первую очередь она приняла решение не разговаривать с Абу Бакром: «Клянусь Аллахом, пока я жива я не перекинусь ни одним словом». (Шиитский автор Али Арбили, «Кашфу’ль Гумма», т. 1, с. 477)
Действия Фатимы (мир ей) и Али (мир ему) против политической власти в лице халифа и проводимой им политики были вызваны не стремлением к материальным благам.
Эту борьбу следует воспринимать как позицию, которую Фатима (мир ей) подчеркнула в своей речи в мечети, а именно не отходить от линии Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство) и не отдаляться от главной цели Ислама.
Эта позиция была направлена и против выбранного халифа, и против его действий.
Почему против халифа? Потому что Абу Бакр не имел права на халифат, а было правом Али (мир ему), как при жизни подчеркивал Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство).
Почему против его действий? Потому что Фадак и доходы хумус по праву принадлежали не Абу Бакру и были забраны из рук Фатимы (мир ей).
Фатима (мир ей) в своей речи напомнила про возвышенные качества Али (мир ему) и о том, что он является братом Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство).
Эту тему она вновь напомнила во время беседы с женами мухаджиров и ансаров, которые пришли ее навестить во время болезни, она подчеркнула, что ее главные страдания не из-за этого мира, а только из-за призыва Ислама:
«…Я провела утро в грусти и горе. С одной стороны, это кончина Пророка (да благословит Аллах его и его семейство), а с другой стороны – угнетение, которому подвергся Преемник (мир ему)… Клянусь Аллахом, была попрана его неприкосновенность, когда у него из рук вырвали имамат, истолковав неверно ниспосланное в Книге Аллаха и сунне Пророка (да благословит Аллах его и его семейство). Но я знаю причину этого. Это явное проявление ненависти, идущей с времен битвы при Бадре и следы битвы при Ухуде». (Бихару’ль-Анвар, т. 43, с. 156)
Ее эти выступления стали поддержкой Али (мир ему) в его борьбе в вопросе халифата.
Фадак станет причиной для споров с несправедливо выбранным халифом.
Она это сделала в своих проповедях.
Мы можем так перечислить этапы политической борьбы Фатимы (мир ей) в вопросе Фадака:
1. Первоначально она не хотела быть втянутой в эти события и отправила своего представителя, чтобы обсудить вопрос наследства с Абу Бакром
2. После жесткого ответа Абу Бакра Фатима (мир ей) лично пришла требовать свои права
3. Когда стало известно, что Абу Бакр ответил категорическим отказом, она в мечети Пророка выступила перед сподвижниками с большой проповедью.
4. После этой речи она больше не разговаривала с Абу Бакром и Умаром, и таким образом сподвижники поняли, что она их не простила.
5. Когда Умар и Абу Бакр пришли навестить ее во время болезни, то она еще раз выразила свой гнев и расстройство.
6. Она во время болезни, когда ее посетили жены мухаджиров и ансаров, она еще объяснила цель своих поступков.
7. Она завещала, чтобы заупокойную молитву по ней прочитали и похоронили в тайне.
В связи с этой политической борьбой шиитский ученый Аллама Саййид Мухаммад Бакир говорит следующее:
«С одной стороны, все попытки и действия Захры остались безуспешными, а с другой стороны завершились победой. Кажется, что она проиграла, так как не смогла поколебать власть халифа, которую она атаковала с большим усердием спустя 10 дней после кончины Пророка (да благословит Аллах его и его семейство).
Но с другой стороны, старания и усердие Фатимы (мир ей) завершились ее победой. Потому что она сумела донести до всех свою правоту, она приложила все силы, чтобы донести истинную подоплеку дела, она сумела нарастить силу сопротивления в войне течений (мазхаб).
В своей речи в мечети Пророка Фатима (мир ей) сказала сподвижникам следующее: «Голова шайтана выглянула из дыры. Она нашел среди вас своих последователей. Он увидел вас в состоянии, готовом принять его обман. Он предупредил вас, он увидел в вас тех, кто быстро исполняет сказанное им. Таким образом, вы заклеймили верблюда, который вам не принадлежит».
Под «верблюдом» имелся в виду халифат, а Абу Бакр, который сел на место халифа.
Фатима (мир ей) заявила, что те, кто присягнули Абу Бакру стали инструментом в играх шайтана.
То есть поступки Фатимы (мир ей) были направлены и на защиту прав, перешедших ей от отца, и на то, чтобы показать людям, какие они ошибки совершают в вопросе халифата.
В суннитском труде «Шарх-и Нахджу’ль-Балага» о тех, кто думает, как Абу Бакр передается следующее:
И о тех, кто поддержал Абу Бакра Али (мир ему) сказал следующее:
«О, община мухаджиров! Соблюдайте право Аллаха! Не выносите власть Мухаммада из его дома, из его семьи и не несите в свои дома и семьи. Не лишайте его семью перед людьми их положения и прав. Клянусь Аллахом, о, община мухаджиров! Мы, Ахли Бейт, в этом вопросе обладатели большего права…». (Ибни Аби’ль-Хадид, «Шарх-и Нахджу’ль-Балага»)
После того, как халифат был отобран у Фатимы и Али (мир им), из-за проводимой политики вооруженного восстания не последовало.
Фатима (мир ей) никогда не присягала халифу. Пока она была жива, не присягнули и Али (мир ему), и хашимиты.
Даже, когда Фатима (мир ей) лежала больной в постели, она не прекращала свою борьбу. Когда ее пришли навестить Абу Бакр и Омар, в результате ее речи Абу Бакр выбежал на улицу в раскаянии и слезах. И таким образом, она одержала победу.
Суннитский автор Табари приводит эту речь Фатимы (мир ей):
То, что она сказала сподвижникам, пришедшим в последние моменты ее жизни попросить у нее прощения, показывает, насколько она тонко чувствовала и следовала Исламу и сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обладала принципами, от которых не отступала ни на миллиметр:
«Уходите, у меня нет с вами общих дел. Просить прощение после того, как ты совершил преступление, не имеет смысла, после этой ошибки у меня нет слов для вас». (Далаилу’ль-Имамат, Табари; Кашфу’ль-Гумма)
В результате этих усилий Фатимы (мир ей) тема халифата и вопрос Фадака обсуждается до сих пор.
Хайдар Баш
Дополнительная литература:
Др. Хайдар Баш. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"