Найти тему
Валентина Яроцкая

Что скрывается за псевдонимами и никами? О Чехове и не только…

Как многие писатели-юмористы, Чехов испробовал множество различных псевдонимов.

На уроках литературы, посвящённых великому Чехову, ученики громко, звонко и весело называют эти забавные имена, словно нарочно придуманные писателем именно для того, чтобы скучные уроки с непременным «анализом художественных деталей» стали более удобоваримыми для ученических мозгов. Даже сам Чехов при подготовке собрания сочинений для А. Ф. Маркса, как утверждают чеховеды, не мог припомнить принадлежности всех своих ранних рассказов. А. П., А. П.Ч-в, Антоша, Антоша Ч., Антоша Ч.***, Антоша Чехонте, Г.Балдастов, Макар Балдастов, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Гайка № 6, Гайка № 9, Грач, Дон Антонио Чехонте, Дяденька, Кисляев, Крапива…

Знаменитые чеховские рассказы...
Знаменитые чеховские рассказы...

На букве «К»( в этом списке псевдонимы идут в алфавитном порядке) и остановимся. Ясно, что назначение псевдонима юмориста-сатирика состоит обычно не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в воздействии на читателя, желании довести его чувство юмора до той благословенной точки, когда от одного взгляда на имя юмориста читателя уже начинают трясти припадки смеха…

Однако свыше четырёх десятков псевдонимов Антона Павловича Чехова не прижились в литературе надолго, а только мелькнули под гениальными рассказами писателя лёгкой тенью и доказательством его неисправимого чувства юмора. И только один псевдоним, автором которого был преподаватель гимназии Покровский, псевдоним самый первый, оказался и самым удачным, самым популярным. Антоша Чехонте, этот весёлый шутник-озорник, известен не меньше, чем его старший брат Антон Павлович. Антон Павлович, драматург, доктор и самый серьёзный и интеллигентный человек в России на рубеже двух веков, нет-нет да и улыбнётся, бывало, улыбкой младшего – Антоши…

Антоша Чехонте.
Антоша Чехонте.


Тут напрашивается вопрос: а сколько псевдониКов (давно пора в наше время слова псевдоним и ник объединить в одно слово) нужно человеку изобрести, чтобы до состояния чеховского таланта… дорасти? А может, и вообще изобретать не стоит… Всё равно не дорастёшь?

Есть у меня догадка, что между чеховскими псевдонимами и мальчишескими прозвищами не такая уж большая дистанция. Мальчишество, детская непосредственность, радость бытия, энергия доброделания – это в Чехове держалось всю жизнь. Никакими жизненными обстоятельствами не могли быть истреблены эти его качества, а потому и явился миру писатель-юморист Антоша Чехонте, ставший потом А.П.Чеховым, на которого хочется быть похожим. Помните, как говорил Сергей Довлатов? «Можно благоговеть перед умом Толстого, восхищаться изяществом Пушкина, ценить нравственные поиски Достоевского, юмор Гоголя и так далее. Однако похожим быть хочется только на Чехова».

"Однако похожим быть хочется только на Чехова..."
"Однако похожим быть хочется только на Чехова..."

Школьники, замученные сухими и нудными опросами-вопросами учителей, оживляются, когда начинается изучение чеховских рассказов… «Лошадиная фамилия» вызывает взрыв творческих способностей. К чеховским фамилиям можно добавлять свои, упражняясь в чувстве юмора и соревнуясь с самим писателем в изобретении комических словечек.

«Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло...»
Ну, и – пошла писать губерния… Предположения посыпались как из рога изобилия…
« – Жеребятников?
– Никак нет. Постойте... Кобылицин... Кобылятников... Кобелев...
– Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?
– Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Все не
то!»

Дети на уроке в восторге от этого изобилия… Идёт настоящая игра… А вы думаете, взрослые игры принципиально отличаются от детских? Ага, как же… Игра и есть игра. Для игры нужно единственное условие: оставаться ребёнком. Всё. Больше ничего не требуется. Мячи, куклы, фантики, бильярдные шары – это всё второстепенное. Главное – быть ребёнком в любом возрасте. Не об инфантильности и неприспособленности к жизни тут речь идёт, а о том лучшем человеческом качестве чистоты души, сохраняющей радость и способность играть и удивляться, которые так присущи детям…

А эпоха Интернета развернула возможности поупражняться в изобретении псевдонимов-ников в таких глобальных масштабах, что Антон Павлович, если почитывает из своего «далека», например, сайты Стихи-ру и Проза-ру, так только удивляется своей скромности…

Антоша Чехонте? Что же это так неброско, без эпатажа и вызова мещанским вкусам читающей братии? А вот мы сейчас заглянем на страницу авторов… Кто там у нас сейчас в сети на сайте поэтов? Ага… Вот… Возьмём-ка один столбик имён… Безобидную букву «Д»… Ну, знаете, на «Д» не только дурак начинается, а вот ещё и добряк-доктор! Читаем: Добрая Кошка, Добрый Практик Стихоанализа, Дожэна, Доктор Гумис , Долина Грёз, Дом Джу…

Так сразу и призадумаешься… Поэты это или юмористы? «Признаться, вкусу очень мало и в нас, и в наших именах…» Кто сказал? Думаю, узнали сразу))) О, кстати, а кто такой НКШП, Б;лкинъ ? Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин? Старый Арзамасец? А единолично оцифрованный задолго до всеобщей оцифрованности 1…14–17? Пушкин, конечно, тоже Пушкин! (1 = А, 14 соответствует номеру лицейской комнаты поэта, 17 = П.).

Ладно, вернёмся к спискам поэтов современных… Может, букве «Д» просто не повезло? А давайте другую попробуем… Как в списке псевдонимов Чехова, остановимся на букве «К»… Калкаджака, Катри Ночка, Катя Космическая, Ква Дро Пуз, Кввк17, Киастис, Киль, Кино Недлявсех, Коеочём, Компот, Кошмар Иваныч Натощак, Красс Намордников, Кремзалка… Круто… Круто… ( Ну, последние два слова к никам не относятся – эмоции выражают…)

Всё, всё, хватит! Дойдя до «Кузеллочки», я возопила не своим голосом: «Люди! Поэты! Юмористы! У меня больше нет чувства юмора. И никогда больше не будет. Я погибла, навсегда погибла под напором Кузеллочек и Коеочёмчиков…»

Но явился из глубины души весёлый и озорной ребёнок и сказал: «Брось! Брысь! Если люди изобретают эти забавные и непонятные «коеочёмчики», то в них есть смысл… Послушай, это же так здОрово: играть словами!!! Поверти слова вокруг своих мозгов или поверти мозги вокруг слов, попробуй придумать весёлый псевдоним, например, с учётом своей профессии… Это тоже «лингвистические игры», сама знаю, как загораются пустые и скучные глаза уставших детей от весёлых, забавных заданий… Потом эта малявка, этот ребятёнок, который душу взрослой зануды разбередил, вообще расхохотался до слёз: « Смотри, как будет весело: Педагогушкин, Преподавалькин, Преподаквакушкинский…»

Но занудство издевалось над убиенным чувством юмора, дожимало его:
– Где тут смешно? В каком месте смеяться? Прекрати же ребячиться…
–Же ребячиться? Ты говоришь «жеребячиться»? – оживилось убиенное, почти воскреснув от неожиданного ляпа, выскочившего из уст занудливого благоразумия.

Жеребячливо-ржательное настроение вернулось всплеском новых псевдонимов с педагогическим уклоном:
– Моня Торингский, Зубр Илкин, Оргвыводыщенская, Антипедсоветискусин, Переменченко-Ораторский… Администрелькин…

Да, нелёгкое это дело – выбирать псевдоним. Трудно угадать и попасть в десятку. Может, не стоит и стараться?

Вот уж прилипчивые эти «лошадиные фамилии» на педагогическую тему! Скороделонедельский… Ничегонехощенко-ничегонемощенко… Могуляпенков… Мозгосушилин-Заполноченский… Башкаумистых… Мудроглупченко… Умзаразумзаходовский …

Ну да, вот так потихоньку-полегоньку с ума и сходят. И не надо тут на Чехова сваливать, нашли крайнего…)))

А напоследок пришла в голову ещё одна мысль… Рано или поздно вымышленные имена дотошным читателям-зрителям всё равно становятся известными. По разным причинам. Иногда даже сами обладатели псевдонимов изо всех сил стараются, дабы истинное имя, данное папой-мамой, не ушло в небытие вместе с человеком… Ну, самолюбие , может, или любовь к розыгрышам… Типа детского прикола. А вот вы, дескать, все называли его Петлюрой, а он (ого-го!) Юрий Барабаш! Да всё равно люди докопаются. И потом везде будут трубить, например, что Андрей Разин, создатель весьма популярного лет десяток-два тому назад «Ласкового мая», – это просто Вадим Криворотов.

Иехиел-Лейб Файнзильберг – кому такой нужен, да? А к Илье Ильфу с пребольшим уважением, наше Вам с кисточкой – вместе с Вашим Евгением Петровым, который, кстати, тоже никакой-такой не Петров, а Евгений Петрович Катаев, брат Валентина Петровича… Кукрыниксы хороши, но всё равно и они по-честному признаются: «Нас-трое-в» – Куприянов, Крылов, Соколов… Про Козьму Пруткова уже молчу, и так разболталась…

Кукрыниксы. Автошарж.
Кукрыниксы. Автошарж.

Павел Корин. Кукрыниксы. Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов.
Павел Корин. Кукрыниксы. Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов.


Последнее. Где, где, покажите мне, где тот скромный литератор, который навсегда похоронил своё настоящее скромное имя под шикарным блеском псевдонима? Даже если бы очень хотелось ему это сделать… Вот Анна Горенко стала Ахматовой по нескольким причинам. Во-первых, отец был против того, чтобы дочка стихосложением «замарала» доброе имя, а во-вторых, и сама Ахматова понимала, что имя поэта уже должно звучать, как поэтическая строка. Однако в биографии рядом с фамилией Ахматовой всегда в скобочках отмечают: Горенко… И не спрашивают, хочет «Златоустая Анна всея Руси» быть какой-то там Горенко или нет. Но я думаю, Анна Андреевна и сама понимала, что если бы не Горенко, то и Ахматовой бы не было…

А как вы относитесь к псевдонимам? Есть ли в них смысл, если всё равно шила в мешке не утаишь?)))