Честно скажу, я не планировала эту статью. Хотела продолжить рассказ о формировании мироздания, начатый с самого-самого начала в предыдущей публикации. Однако едва написав вступление, я вдруг вспомнила легенду о рождении бога Брахмы и поняла её символизм. И с этим озарением в моём сознании встали по своим местам все три образа верховных богов индуизма, двух из которых я упомянула, описывая самые первые состояния мироздания.
Понимание образов богов Шивы, Вишну и Брахмы как различных состояний единого божественного Сознания теперь открылось мне более полно и ясно, что подтвердилось последующими озарениями о действительных смыслах некоторых легенд из жизни этих богов. И я готова поделиться с вами.
Первая часть рассказа о начале Творения и рождении Сознания по ссылке: С чего началось мироздание. Вопрос, положивший начало божественной игре.
...Надеюсь, вы не станете упрекать меня за то, что, рассказывая о рождении мира, я привлекла именно образы богов Тримурти из индуизма, а не Святую Троицу. Я не отношу себя ни к одной религии. Просто кое-что читала, слышала о богах индуизма и сейчас открылось понимание, как их образы, сохранённые памятью человечества, соотносятся с началом Творения. Возможно, в какой-то иной религии есть образы, описывающие те же состояния и явления, но мне пришло именно так.
Традиционные представления о богах Брахме, Вишну и Шиве
Если вы ничего не слышали об этих богах, я коротко поясню.
В индуизме выделяют трёх верховных богов, называемых Тримурти ("тройственный образ"): Брахму - творца Вселенной, Вишну - хранителя мира и Шиву - разрушителя мира, который также восстанавливает его заново.
Они считаются триединым божеством и основой мироздания.
Ниже я приведу сопоставление традиционного толкования и изображений этих богов с открывшимся мне пониманием их образов.
Итак, снова идём к самому началу сотворения мира.
Тримурти - три состояния божественного сознания
В самом начале мироздания не было ничего. Небытиё, Ничто, Тотальная Пустота, которую очень сложно вообразить человеческим умом.
Так ли это? Трудно сказать, потому что, во-первых, в этот момент ещё не было сознания, которое могло бы описать это состояние. А во-вторых, применимы ли вообще понятия "было" и "стало" к мирозданию?
Человеческая жизнь измеряется временем, и мы смотрим на мир через призму привычных нам законов земной жизни, пытаясь привязать к ним процессы глобальных масштабов, забывая, что они могут не действовать.
...Есть ли начало у мироздания? Или просто есть некое непостижимое состояние всеобъемлющего божественного сознания в бесконечности и безвременьи?
Таким символом в триединстве верховных божеств индуизма является Шива. Его также часто называют Махадев, что означает "Бог богов".
Несмотря на столь значимый статус, Махадева изображают в образе отшельника со спутанными волосами, одетого в звериную шкуру, что выражает его отрешённость от материальных благ. Согласно легендам, его характер противоречив: он то готов разрушить мир в порыве ярости, то предстаёт олицетворением милосердия. Чаще всего Шиву изображают медитирующим с закрытыми глазами.
В рамках человеческих представлений о времени Махадев выражает состояние небытия, состояние до рождения мира и Сознания - Пустоту. Глаза его закрыты, поскольку ещё нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого - только всеобъемлющее Ничто, которое некому описать.
С другой стороны, вне времени, Махадев олицетворяет наивысшее непостижимое состояние всеобъемлющего божественного Сознания.
Потому Махадев это и Начало всего, и Конец одновременно. Всё рождается из него и разрушается до него же. Он - Чистый Белый Свет, заливающий всё, являющийся вроде бы и выражением Пустоты, и одновременно заключающий в себе всё бесконечное многообразие оттенков спектра Белого Света. Ничто и бесконечность, отсутствие какого-либо сознания и его наивысшая чистота.
В качестве упрощённой аналогии представьте чистый белый лист бумаги, не имеющий границ.
Второе состояние - это Вишну (Нараяна). Это состояние рождения Сознания в Изначальной Пустоте. Состояние присутствия, спокойного созерцания, состояние бытия, состояние "Я есть".
Бог Вишну словно рождается в тот момент, когда Бог Богов Шива открывает глаза, выходя из медитации. Медленно поднимаются веки и... он видит Белый Свет, заливающий всё, которым сам же и является. У него пока нет никаких вопросов, только ощущение покоя, безмятежности, равновесия и понимание - "Я - Есть!" Не случайно бога Вишну обычно изображают в позе отдыха - он возлежит на свитом кольцами тысячеголовом змее, который плавает на поверхности Молочного Океана.
В нашей аналогии это - белая точка на бескрайнем белом листе. В какую сторону ни посмотри из неё - повсюду Белый Свет, он же Молочный Океан. В то же время, трудно сказать где именно находится эта точка сознания, наблюдения: ведь она тоже соткана из того же Белого Света! Какого она размера? Тоже непонятно. Мы словно смотрим на лист, зная, что она точно где-то есть! Тут... или тут... Или, может быть, сразу везде одновременно... Бог Вишну не озабочен узнать, какой глубины Молочный Океан и есть ли у него берега. Он отдыхает, созерцает, пребывает в состоянии вечного блаженства.
При этом если Вишну закроет глаза - что будет? Всё исчезнет для его взгляда, он перестанет осознавать своё существование, на белом листе растворится условная белая точка наблюдения и останется... состояние отрешённости - Шива, чистый лист. Вишну превратится в Шиву, божественное сознание перейдёт из состояния присутствия в состояние небытия.
...Любопытно, что есть легенда о том, как однажды супруга бога Вишну, богиня изобилия и благополучия Лакшми, спросила его о том, почему он улыбается, когда закрывает глаза, кого представляет себе? Что же ответил Вишну? Вопреки ожиданию любимой, он сказал, что в этот момент медитирует на Шиву. На кого же медитирует Шива согласно сказаниям? Конечно на Вишну. Всё сходится!
Есть также легенда и изображения, где Шива и Вишну предстают в форме единого божества - Харихара, иллюстрируя свою неразрывную связь.
Шива - это всеобъемлющее Ничто, Вишну - безграничное поле Сознания в нём. Белый лист и множество всех белых точек, умещающихся на нём; экран монитора и совокупность его пикселей. Они существуют одновременно, являются и единым, и словно вложены друг в друга.
Теперь третье состояние, третий бог Тримурти - Брахма. Что это за состояние?
По одной из легенд Брахма рождается в цветке лотоса, который вырастает из пупка бога Вишну. Для обычной человеческой логики такая история вызывает множество вопросов: почему у бога, рождённого без матери, есть пупок, почему из него появляется растение, а уже из растения - другой бог? Странный на первый взгляд, замудрёный образ! Но именно его символизм я вдруг ярко и чётко осознала, когда хотела подойти к повествованию о рождении Вселенной. И тогда остальные два образа встали на свои места!
У меня к вам вопрос: что такое пупок Вишну?
...Смотрите, мы только что определили, что бог Вишну - это отражение состояния "Я есть", сознание, заполняющее всё. И если Вишну появляется в момент рождения Сознания, то бог Брахма возникает в тот момент, когда Источник отделяется от Пространства! Безграничное поле Белого Света (Шива), пронизанное Сознанием (Вишну) озаботившись вопросом "Кто же Я?", для удобства самопознания условно разделяется на Источник и Пространство - наблюдателя и наблюдаемое. При этом Сознание фокусируется в Источнике, а Пространство начинает восприниматься им как нечто отдельное. (Хотя единство никуда не девается, это просто допущение). При этом получается, что состояние Сознания, пронизывающее всё - это Вишну, а состояние его концентрации в некой точке, условно отдельной от Пространства - это Брахма. И эту точку как раз и назвали "пупком Вишну"! Условный центр бесконечности. С его принятием рождается Источник - Брахма и Пространство, символически отображаемое в легенде как огромный лотос. Брахма на лотосе - есть сознание будущего Творца в бесконечном Пространстве.
То есть, если Вишну - это белая точка на белом листе, которая может быть какой угодно точкой его просторов или сразу всем одновременно, то Брахма - это тоже белая точка, но переставшая метаться по листу. Она словно успокоилась, заняв определённое положение в будущем мироздании, а Пространство раскинулось вокруг неё. Знакомьтесь - Источник, условный центр бесконечности Белого Света.
Источником его называю потому, что всё равно всё белое на белом. А если ты в центре белого света, которым же сам и являешься, логично сделать вывод, что он исходит из тебя :) Кроме того, Брахма - олицетворение творческой энергии, творящего начала.
Почему у него четыре лица? Ведь он - условный центр мироздания, Вседержитель, Создатель, который безгранично любит своё Творение и не в силах свести с него взора! Но об этом рассказ впереди.
Выводы
Таким образом, мы видим, что троица верховных богов похожа на матрёшку: Шива - Вишну - Брахма или Ничто - Поле Сознания - Источник и Пространство. При этом между ними нет чётких границ, скорее, это разные состояния Единого.
В примере с листом бумаги он вроде как был белым, так и остался, но внутри него белым по белому уже прорисовывается некая картина мироздания...
В аналогии с экраном монитора ещё интереснее. Он - как безграничное поле сознания Брахмы, который вот-вот начнёт наполнять его тем, что мы назовём многомерностью мироздания и многообразием жизни. Будет ли это что-то новое? И да, и нет одновременно. В глобальном смысле оно останется Белым Светом, но индивидуально - будет переливаться самыми разнообразными и прекрасными оттенками его спектра. Подобно тому, как на одном и том же экране монитора мы можем смотреть разнообразные фильмы, наблюдая горы и равнины, прекрасные реки и леса, разных людей, животных, солнце и звёзды, счастливые истории о любви и драматические сюжеты...
...Быть может, тысячеголовый змей Шеша, на котором возлежит Вишну в Молочном океане, это как раз намёк нам на то, что нечто единое - Белый Свет или Сознание (единое существо - змей) может разделиться на бесчисленное множество Оттенков или индивидуальных Сознаний, олицетворяемых его головами?
...Здорово, правда? Разум просится в отставку ))) Но мы его не отпустим: кто иначе будет адаптировать через наглядные примеры дальнейшее усложнение божественной игры?
Надеюсь, вам были интересны мои размышления. И мне хотелось бы узнать, согласны ли вы с моим пониманием триединства Шивы, Вишну и Брахмы? Быть может, вы знаете другое толкование образов Тримурти, которое вам ближе. Как понимаете легенду о рождении Брахмы - буквально или, возможно, с каким-то иным символическим наполнением?
С 2024 г. вы можете также послушать о Тримурти из уст самих Брахмы и Сарасвати: "Два Начала и Тримурти - расшифровка образов. Просто и сказочно" или узнать, почему я вообще о них пишу: "Тримурти в моей жизни. Пробуждение Дурги"
С Любовью, Лилла Джая
Посмотреть на мир глазами Творца через простую аналогию-пример можно в статье: