Вчера закончила статью о картине советского художника Ю.И. Пименова "Новая Москва", а сегодня, так сказать, "в тему" нашла интересный материал о другой художнице и другой похожей картине.
Это картина Тамары де Лемпицка "Автопортрет в зеленом бугатти".
Картины объединены сюжетом и написаны в одном временнóм промежутке. Сюжет - дама за рулем. В 1920-е - 1930-е годы, когда были написаны обе картины это, согласитесь, нонсенс. Время написания - 1929 год (де Лемпицка) и 1937 год (Пименов). Этот период принято называть: "между двумя мировыми войнами".
Картины Тамары де Лемпицка "Автопортрет в зеленом бугатти" и Юрия Пименова "Новая Москва"объединены сюжетом и написаны примерно в одно время.
Тамара де Лемпицка (урожд. Гурвич-Гурская) - это польская и американская художница. Несмотря на то, что родилась художница в Варшаве, детство она провела в Москве и Санкт-Петербурге (впрочем, то все была Российская империя). Выйдя замуж, приобрела фамилию "Лемпицкая" ("де Лемпицка - псевдоним). В 1919 году муж и жена Лемпицкие вместе с дочерью выехали из революционного Петрограда во Францию. Был долгий творческий путь, развод с мужем, и т.п. обстоятельства. В Россию из эмиграции художница больше не вернулась.
Юрий Иванович Пименов - советский художник <подробнее о нем здесь>. Как и де Лемпицка, родился в Российской империи (в Москве), но остался в стране и искренне принял идеалы социализма (что явствует из его картин).
Ну, а теперь поближе к картинам. Итак, на картине де Лемпицка "Автопортрет в зеленом бугатти" мы видим даму за рулем автомобиля. Так же, как и на картине советского художника Ю. Пименова:
Обе женщины эмансипированы. Обе взяли судьбу в свои руки, и эта сюжетная линия - основная. Вообще, рука на руле - это символично, это символ управления реальностью. В целом обе картины можно назвать гимном современной женщине.
Основная сюжетная линия обеих картин - женщины эмансипированы, они взяли судьбу в свои руки. Художественный прием - рука на руле.
Обе картины можно назвать гимном современной женщине.
На обеих картинах автомобиль занимает много пространства. 50 % - изображение машины, 50 % - человека - тоже не случайно. Вспомним-ка советский "Авиамарш": "Мы рождены , чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор, Нам разум дал стальные руки-крылья..." - и т.д. Это означает, что мы управляем сложной техникой, нами же созданной, и с помощью этой техники - реальностью. Не случайно же так увлекались авиацией во всем мире в этот период...
А теперь о различиях. Различия в том, как подана основная сюжетная линия. На картине Пименова - через соцреализм (а как еще, спрашивается, мог писать советский художник?). Ну не совсем, правда. Ю.И. Пименов долгое время находился под влиянием художников-импрессионистов, и это влияние чувствуется в картине "Новая Москва". Мы видим присущую импрессионистам "дробность мазка" (о, за которую о-очень упрекали художника его советские коллеги).
Картина Ю.И. Пименова "Новая Москва" написана в стиле социалистического реализма. В то же время в картине прослеживается влияние импрессионизма.
Тамара в 1929 году жила в Париже, уже была в разводе и уже выставлялась. "Автопортрет" - это самая знаменитая работа художницы. У картины есть и другое название: "Тамара в зеленом Бугатти", где художница изобразила себя за рулем машины, которой в действительности у нее никогда не было (ездила Тамара в то время на маленьком желтеньком "Рено").
Работа была ей заказана. Вроде бы редактор немецкого издания "Die Dame" увидела как-то в Монте-Карло некую богемную диву, выходившую из своего автомобиля. Выглядело это настолько гламурно, что редактор заказала Лемпицкой ее автопортрет для обложки следующего номера. Не случайно редактор выбрала ее: элегантная молодая женщина, эмансипированная, независимая, Тамара представлялась идеальной моделью для модного журнала. Свою свободу она не только не скрывала, но даже демонстрировала, были известны ее романы как с мужчинами, так и с женщинами.
Тамара де Лемпицка писала в стиле модерн. Как только не называли ее современники: "Дива Арт-Деко", "Королева Модерна"...
В Париже она брала уроки у художника Андре Лота, который писал в стиле мягкого кубизма. Тамара переняла метод, но добавила в него нечто свое, и сумела создать свой особый стиль - смесь посткубизма и неоклассицизма.
Картина Тамары де Лемпицка "Автопортрет в зеленом бугатти" написана в ее особом стиле, который назвали смесью посткубизма и неоклассицизма.
Теперь рассмотрим - а как увидели свою героиню художники Пименов и де Лемпицка?
Лемпицка - это очевидно - исключительно в индивидуальном ключе. Это самодостаточная, самостоятельная женщина. Обратим внимание на ее полуприкрытые веки, на то, как крупно взято лицо на этой картине.
Героиня Пименова, напротив, вписана в коллектив, город, страну. Она - прежде всего гражданка. Не случайно же она показана со спины. Ее лицо вообще не показано, оно не важно, как не важна ее индивидуальность. Важны ее руки на руле управления и широкая дорога впереди. Важно обновление: Москва, омытая ливнем, такая красивая. И дорога - страна движется в светлое будущее.
Дама за рулем Тамары де Лемпицка показана в индивидуальном ключе, как самостоятельная и самодостаточная личность. Героиня Юрия Пименова представлена в гражданско-коллективном ключе, как гражданка.
И красота героинь разная.
Героине Лемпицкой присущ гламур, это, скорее, кукла. Новенький сверкающий "Бугатти" этот гламур подчеркивает. Но не только гламур: ей присущ еще и аристократизм. А огромные шлем, перчатки и шарф делают ее похожей на космонавтку - а это ей зачем? Не исключено, что на Лемпицку повлияло фото с обложки еще одного модного журнала - французского "Vu". Там как-то был помещено фото А. Кертеса, где тоже была... девушка за рулем автомобиля (ну прямо модный сюжет!).
У Пименова же героиня в платье, нет того гламура . Но она совсем не кукла, она человек, женщина, и тем красива. А еще красоту придает ей вписанность в город. Вот в этом для соцреалистов красота, и в этом - новая Москва.
Два взгляда, два вѝдения. ДВА МИРА.
Красота героинь разная: героине Лемпицкой присущ гламур, героине Пименова красоту придает ей вписанность в город. В этом - два вѝдения. ДВА РАЗНЫХ МИРА.
Осталось добавить, что Пименов изобразил на этой картине свою жену. Иногда ракурс написания (со спины) объясняют очень прозаично: Наталья Константиновна Бернадская, жена художника, была в тот год беременна. Тем не менее, художнику позировала она и всегда она. "Моя лучшая модель", - говорил о ней Пименов.
А вот так выглядела автор "Автопортрета в зеленом бугатти":
В 1939 году жить в Европе евреям стало небезопасно. Де Лемпицка (со вторым мужем, бароном Куффнером) уехала в США, где жила до конца жизни (скончалась в 1980 г.).