Найти тему
Stories и история

Утро в метро Нью-Йорка на картине 1914 года

Оглавление
Фрэнсис Луис Мора. "Утро в метро Нью-Йорка", 1914 г.   (здесь и дальше изображения из открытых источников)
Фрэнсис Луис Мора. "Утро в метро Нью-Йорка", 1914 г. (здесь и дальше изображения из открытых источников)

Подыскивая иллюстрацию под тему "I мировая война", набрела вот на такую картину уругвайско-американского художника Фрэнсиса Моры. Картина датирована 1914 годом. В 1914 году, когда в Европе разгорался крупнейший мировой конфликт, в Америке была мирная жизнь и граждане в утреннем метро, вот мы видим, спешат по своим делам. Не сказать, что война не коснулась США: страна участвовала в войне на стороне Антанты (с 1917 года). По картине видно, что люди собраны, озабочены, даже встревожены, и почти поголовно уткнулись в газеты. Даже женщина на первом плане (в зеленом платье), что с видимым равнодушием смотрит газету, неспокойна. Очевидно, людей интересуют свежие новости - что там в мире?

Но есть еще кое-что. Обратите внимание: 1914 год. Сцена в утреннем МЕТРО. В 1914 году в Нью-Йорке уже было метро!

Да, было. Уже 10 лет к тому времени как было. Оно существует там с 1904 года. И это не первое метро в мире: первым в мире был Лондонский метрополитен (1890 г.).

Первым в мире был основанный в 1890 году Лондонский метрополитен. Метро в Нью-Йорке было основано в 1904 году.

Считается, что сама система в Нью-Йорке появилась еще раньше - в 1868 году. В том году в Нью-Йорке была открыта надземная городская железнодорожная линия - IRT Ninth Avenue Line / Линия Девятой авеню, Ай-ар-ти (управлялась компанией Ай-ар-ти).

Это была экспериментальная эстакадная линия, ее первый участок- от Бэттери-парка до Кортланд-стрит - представлял одноколейку, действующую по принципу канатного трамвая. Эксплуатация вызвала много технических проблем, в связи с чем линия в 1870 году была остановлена. Потом ее перепродали и в 1871 году заменили на паровую дорогу.

Самая первая линия была эстакадной, действовала по принципу канатного трамвая. В 1903 году линию электрифицировали.

В 1903 году линию электрифицировали. В том же году построили самую высокую на линии станцию (20 м над уровнем улицы). Она называлась "110-я улица" и была оснащена электрическими лифтами.

Вот она, первая эстакадная линия. Станция "Кристофер-стрит".
Вот она, первая эстакадная линия. Станция "Кристофер-стрит".

Линию закрыли в 1940 г., когда все части нью-йоркского метрополитена были объединены под общим городским руководством. Только один участок этой линии (последний) работал до 1958 года; в честь известного стадиона его называли "челнок Поло Граундс".

Но нас интересует подземка. Первая линия подземной железной дороги (линия Лексингтон-авеню) открылась 27 октября 1904 года, а первой станцией, принявшей пассажиров, стала Сити-холл.

Красивая была станция, выполнена в неороманском стиле.

Станция "Сити-холл" на линии Лексингтон-авеню. Как видим, была всего одна боковая полукруглая платформа и только один путь. Потому и была закрыта 31 декабря 1945 г.:  слишком короткая платформа и слишком маленький поворот радиуса. Перестала подходить под новые стандарты...
Станция "Сити-холл" на линии Лексингтон-авеню. Как видим, была всего одна боковая полукруглая платформа и только один путь. Потому и была закрыта 31 декабря 1945 г.: слишком короткая платформа и слишком маленький поворот радиуса. Перестала подходить под новые стандарты...

"Наверх" станция выходила возле нью-йоркской ратуши:

Станция "Сити-холл" на открытке начала XX века
Станция "Сити-холл" на открытке начала XX века

На церемонии открытия нью-йоркского метро присутствовал мэр Нью-Йорка Дж. Макклеллан, и не просто присутствовал: он сам вел первый поезд! Причем, рассказывают, Макклеллан должен был только запустить поезд и передать его машинисту. Но мэр увлекся настолько, что отказался передать управление вплоть до станции "103-я улица".

Джордж Б. Макклеллан-Младший, мэр Нью-Йорка в 1904 г., открывавший нью-йоркское метро
Джордж Б. Макклеллан-Младший, мэр Нью-Йорка в 1904 г., открывавший нью-йоркское метро

27 октября 1904 года состоялось торжественное открытие нью-йоркского метро.

Добавлю, что ретро-станция Сити-холл неоднократно использовалась при съемках кино. В настоящее время она закрыта, но посмотреть ее можно, т.к. станцию продолжают использовать для разворота поездов маршрута № 6, идущих до конечной станции "Бруклинский мост-Сити-холл". Выходить на станции нельзя, но можно посмотреть на нее из окна поезда.

Управлялась на момент создания подземка компанией Interborough Rapid Transit. Большинство линий дороги были построены за счет городских средств и сдавались в аренду частным компаниям.

Вот так все начиналось. Сейчас это крупнейшая система метрополитена в мире по количеству станций (472). Нью-Йоркский метрополитен жители называют называют сабвей, офиц. - New York City Subway (т.к. subway - это подземная дорога).

А память о том, старом метро, сохраняется в Нью-Йорке благодаря вот таким ретро-станциям:

Копия старого входа в метро на станции  Астор-Плейс
Копия старого входа в метро на станции Астор-Плейс

Понравилась статья? Ставьте лайки и
подписывайтесь на мой канал в Дзене!

Читайте еще: Две женщины, обе за рулем автомобиля. Два стиля. ДВА МИРА

Ю. Пименов: Новая Москва. 1937 год.