Чтобы разобраться, откуда «растут ноги» у жадности, и как перестать быть алчным, для начала рассмотрим два простых примера.
«Красный свитер – идет к брюкам, а зеленый – к юбке. Возьму оба, и еще сумочку, и вот эту блузку (2 похожих дома еже есть, ну и ладно!), и заколок побольше, вдруг челку постригу, и про запас футболок возьму себе – штуки 3, нет, 4. Ладно, возьму сразу 5 – пусть лежат, хлеба не просят…».
«Разберу-ка я хлам в доме. Пора выкинуть все ненужное. Так, вот эту игрушечную машинку без колес надо срочно выбросить, хотя, может еще починим ее… Оставлю пока. Старая магнитола пылится годами в углу… А, вдруг, на запчасти пригодится …Тоже оставлю. И пожелтевшие скатерти пра-бабули – тоже пригодятся…».
Казалось бы, и в первом и во втором случае – примеры жадности. Но на самом деле, первый – это про алчность, а второй – про жадность.
В чем же разница?
Алчность – имеет мотив захвата, то есть – поглощать, потреблять, присоединять.
У жадности он иной – сохранять, сберегать, «не отделять» от себя, сопротивляться процессу «отдачи».
Важна ли эта разница?
Да, безусловно, так как именно определение мотива позволяет лучше понять поведение человека: боится ли он лишиться чего-либо, стать «нецельным», «обеднеть» без чего-либо (жадность), или он хочет «наполнить» себе чем-либо, «присоединить» к себе что-то, что даст ему чувство полноценности, некогда им утраченное (алчность).
Но в обоих случаях есть общая черта, признак пережитой психотравмы – маркер обделенности. А обделенность – предпосылка к универсальному проявлению жадности, как качества личности.
Почему возникает чувство обделенности, как предпосылка жадности?
В появлении у человека этого чувства может играть большую роль его младенчество, события, протекающие в нем.
Допустим, человек еще ребеночком не дополучил маминого молока (а оно может восприниматься эквивалентом материнской любви).
Это те случаи, когда в процессе кормления мама сама отстраняет малыша, ошибочно думая, что он сыт и доволен, или нарочито пренебрегая процессом ГВ. А малыш при этом, конечно же, не готов к прерыванию кормления. Он не насытился и не получил достаточно тепла, ведь ГВ – это и форма интуитивного общения, контакта. Малыш испытывает дискомфорт.
Если такое поведение мамы становится систематическим (она не знает, как правильно кормить/не получается правильно/не хочет делать правильно), то оно формирует чувство обделенности у ребеночка.
Из этого чувства формируется жадность – «отдай, это мое!» – то есть из-за нехватки заботы матери.
Не обязательно, что мама делала все нарочно. У всех случаи разные. Мамы – люди, а не супер-герои. Они тревожатся, бывают нездоровы, переживают; или вовсе лактация у женщины нарушена/прекращена по причине проблемы со здоровьем.
Но в независимости от настоящей причины, ребенку, увы, в виде такого «отлучения», отрыва от груди всегда транслируется отчуждение на эмоциональном уровне – «ты плохой, ненужный мне».
Малыш воспринимает это, как «мне не додали любви»; чувствует себя недостаточно ценным и обожаемым ребенком.
Еще важно рассмотреть психоаналитический аспект в формировании жадности в раннем возрасте.
Жадность, как результат фиксации на анальной фазе психосексуального развития
Есть в психоанализе психосексуальная теория развития – классический взгляд на процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций ребенка по заветам дедушки Фрейда.
Стадий всего 5:
- оральная фаза (от рождения до 1,5 лет);
- анальная фаза (1,5-3,5 года);
- фаллическая фаза (3,5 -6лет);
- латентная фаза (6-12 лет);
- генитальная фаза (с 12 до совершеннолетия).
Каждая из них имеет свои особенности.
И, вот, анальная фаза, а точнее – проблемы, возникающие у ребенка в этот период – провоцируют развития жадности, как одной из ярко выраженных черт картины личности.
Фрейд был уверен, что от способа приучения к туалету и реакции родителей на обретение ребенком этих навыков, зависит форма самоконтроля и саморегуляции ребенка в дальнейшем, при взрослении и в зрелости.
В течение этого периода малыш учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от контроля процесса мамой и папой, потому что это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
В случае завышенных требований родителей к этой интимной процедуре/неправильных действий с их стороны – касательно посещения туалета ребенком – у малыша формируются реакции протеста двух типов. Либо «удерживание» (запоры) или «выталкивание» (диарея).
Подробно разберем формы требований родителей к посещению туалета ребенком:
1. Принуждающая форма – она несет выраженные негативные последствия.
Если родители ведут себя слишком настойчиво, жестко, буквально, требуя от малыша «сделать какашку» , то в ответ на это ребенок может отказаться выполнять требование родителей, своими усилиями удерживая фекалии – у ребенка начнутся запоры. Если этот формат реагирования в виде «удерживания» распространяется и на иные виды деятельности малыша, то у ребенка формируется анально-удерживающий тип личности.
Вырастая, такие люди имеют следующие характеристики: они скупы, пунктуальны, строги к себе и другим. Им очень сложно переносить беспорядок, отсутствие контроля извне, неопределенность. Им сложно отдавать.
Это жадины.
Но есть еще и анально-выталкивающий тип личности, спровоцированный требовательностью родителей к процессу посещения туалета ребенком. Анально-выталкивающий подразумевает тенденцию к противостоянию, упрямство, негативизм. В результате фиксации также может возникнуть энурез или же могут появиться особенности, связанные с проявлением мазохизма – получение удовольствия от наказаний.
Такие дети, взрослея, стремятся к разрушению, хаосу. И также стремятся к обладанию – даже в любви.
Это, как правило, алчные люди.
2. Поощряющая форма родительского контроля – когда родители хвалят, мотивируя ребенка к регулярному использованию туалета. С точки зрения психоанализа, подобный подход поддерживает усердие малыша в самоконтроле, взращивает у него здоровую уверенность в себе и способствует развитию творческих способностей.
Получается, что согласно этой теории, все жадины – анально-удерживающий тип, а алчные – анально-выталкивающий тип.
Но самое важное тут: жадинами не рождаются, и даже не становятся, а именно воспитываются.
Связь жадности и зависти
Зависть – результат сравнения себя с другими не в свою пользу.
Сам процесс сравнения себя с окружающими – абсолютная норма. Потому что фиксирование разницы между собой и другими – неотъемлемая часть нашей социальной жизни. Каждый день рождается кто-то, кто будет однажды сильней нас, богаче, умнее и т.д. Это данность.
А вот, когда результаты сравнения вызывают сильное страдание, то, вот, это уже проблема.
Зависть можно рассматривать, как инверсию, т.е. искажение своей изначально здоровой потребности в принятии, в счастье и в любви.
Дефицит любви и заботы закладывает деструкцию.
Человек, чтобы восполнить недостачу, завидуя тому, у кого есть то, в чем он нуждается, начинает замещать истинные потребности ложными – присоединяя к себе то, что компенсирует его неполноценность в собственных глазах.
Например, недостача материнской любви приводит к зависти тем детям, у которых мамы проявляют выраженную заботу. Это формирует личность с травмой и деструктивным вектором поведения.
Вырастая, такие дети, уже взрослыми, часто пытаются компенсировать ту самую мамину нелюбовь разными способами. Кто-то ищет «мамину любовь», постоянно сменяя партнеров, кто-то восполняет недостачу с помощью еды (РПП - расстройство пищевого поведения), саморазрушающего поведения (химические зависимости, трудоголизм) и т.д.
Решением будет выбор правильной стратегии удовлетворения недостающих потребностей со специалистом . Безопасно и конструктивно.
Кстати, о РПП…
Чревоугодие, как форма жадности
Любая зацикленность на акте потребления, включая эпизоды с пищевым злоупотреблением, расстройство пищевого поведения может быть компенсацией ранее неудовлетворенных потребностей.
Опять же, таких базовых, как любовь, внимание, принятие. Да, никуда от них нам не деться – это крепкий фундамент для развития любой личности с самых первых дней. Если что-то в нем «ломается», искажается, то идет деструкт, проявляющийся на этапах становления человека в разных областях его психической активности – в мыслях, эмоциях и/или действиях.
Как вы сами видите, многие предпосылки жадности могут пересекаться и иметь общий корень – травму в анамнезе . Это означает, что разобравшись с причинами, запускающими весь механизм компенсаций, вы сможете освободиться от негатива. Тогда высвободиться много хорошей энергии и ресурсов, которые вы сможете направить на положительные изменения в жизни, на сбалансирование эмоций, калибровку мыслей, и соответственно, поведения.
А компенсирующие установки, иррациональное желание «брать»/«не отдавать» просто «отвалятся» за ненадобностью.
Ведь компенсировать будет уже нечего.
Будьте здоровы и счастливы!
Друзья, подписывайтесь на мой канал , присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK , где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
И еще напоминаю: если вы хотите узнать, что означает сон, который вас интересует, смущает, пугает, преследует, или который, возможно, несет для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее самостоятельно растолковать, то я помогу вам понять смысл «послания» с помощью юнгианского анализа - просто напишите мне об этом .
Приятного вечера и радостного нового дня!