Всем привет, с вами Неоновый Герой, и я возвращаюсь к аналитике ретро-игр после долгого отсутствия. И сегодня я хотел решить один вопрос, который внезапно возник около 3 лет назад среди фанатов Silent Hill. Серия survival horror про туманный городок имеет культовый статус не только в мире видеоигр, но и в мировой культуре в общем. К сожалению сейчас, по состоянию на 2021 год, серия скорее мертва, чем жива. После выхода демки P. T в 2013, фанаты Silent Hill так и не могут дождаться продолжения серии или же хотя бы её перезапуск, хотя, подобные разговоры от Konami возникали, когда выходили ремейки 2 и 3 части Resident Evil. Неизвестно как и где именно началось противостояние самых преданных фанатов Silent Hill, но факт остаётся фактом: начиная с 2018, то тут то там возникают споры о том, какая из первых двух частей SH лучше. На самом деле, на мой взгляд, спор возник во многом из-за того, что большинство из комьюнити Silent Hill боготворят 2 часть, считая её эталоном и шедевром игростроя, и пытаются найти скрытый смысл практически в каждой комнате. В какой-то момент преданные фанаты первого оригинального Silent Hill устали от всего этого, и начали выдавать свои сравнительные анализы(зачастую субъективные), находя преимущества первой части над второй: более проработанный город, куча мелких деталей и особенностей, более понятный сюжет, меньший упор на сексуальный подтекст и т. п. В результате, некоторые называют Silent Hill 2 вообще неканоном, спин-оффом и вообще вторичным проектом, выкладывая в Сеть разнообразные статьи и видео с аналитикой(здесь особенно отличился ютубер AJAX на его канале Novoe Oldovoe). Подобный спор не может пройти мимо меня стороной, и я решил подробно разобраться в этом. Сразу скажу, что полной объективности при всём моём желании выдать не получится, но я постараюсь разобрать наиболее важные для серии Silent Hill плюсы и минусы обеих частей. Скажу сразу, что и первый, и второй Silent Hill - одни из самых моих любимых игр на консолях, оба SH я проходил бесчисленное количество раз, и в этой статье я постараюсь объяснить свою точку зрения: обе части Silent Hill - достойные игры, и сравнивать их сравнимо с сравнением фильмов Джона Карпентера и Дэвида Линча - т. е очень глупо. Итак....
Silent Hill(1999)
У первого Silent Hill очень большое преимущество перед последующими частями серии: игра была первопроходцем, поэтому сравнения всех последующей частей серии приводит к сравнению именно с первой частью. Несмотря на то, что геймплейно можно провести параллель с классическими сериями Resident Evil, Silent Hill был совершенно оригинальной игрой в плане окружения и атмосферы. Под управление игрока попадал не очередной спецназовец, ловко отстреливающий головы зомби, а простой писатель Гарри Мейсон, ищущий свою приёмную дочку в городе-призраке. Начало игры, по моему мнению, один из лучших игровых опытов в хоррор играх. Игрока вместе с главным героем постепенно вводят в пучину грядущего кошмара: из относительно таинственного и мрачного тумана внезапно звучит сирена, становится темно, а за следующим поворотом противно скрипит инвалидная коляска. Кроме того, игрок не был готов к тому, что первая встреча с монстрами Сайлент-Хилла должна была окончиться смертью Гарри. Как и 10-летний я, который 15 минут бегал от мелких детишек с ножами, не понимая, как выбраться из сложившейся ситуации. Тем не менее, данный эпизод отлично действовал на игрока, готовя его к предстоящим ужасам туманного города.
Первый Silent Hill отличался огромной, по тем временам, картой города. В одной из своих ранних статей, я уже рассказывал, что Сайлент-Хилл отлично проработан, с точки зрения маленького провинциального американского городка. Когда бродишь по туманным улицам, ловишь дежавю, и этому есть объяснения: многие детали игрок мог уже видеть в фильмах 80-ых, а улицы самого города не просто так названы в честь знаменитых писателей-фантастов. Плюс к этому сюжет в лучших традициях произведений Стивена Кинга: мистика, девочка с паранормальными способностями и культ фанатиков, желающий возродить Бога. Да, сюжет первой части не столь глубокий и проработанный, как в Silent Hill 2, но уже здесь заметен глубокий символизм, как средство познакомить игрока с внутренним миром девочки Алессы. Именно с первой части появляются загадки, тайны, домыслы и прочие неоднозначности, о которых игрок может только гадать. Кроме того
Silent Hill - это игра бесконечного цикла кошмаров.
Здесь требуется пояснение. Каждая последующая игра в первом Silent Hill игнорирует начальную сцену, о которой я говорил выше, и начинается с пробуждения главного героя в кафе. В одной из сцен, Гарри рассуждает о том, что, быть может, всё это - один большой сон, и сам Гарри на самом деле сейчас лежит без сознания в больничной палате. Именно с рассуждения о том "Это был сон?" и начинается сцена в кафе и последующей встречи Гарри с Сибил. Таким образом, можно предположить, что вся игра - действительно один большой сон, так называемый лимб: с завершением одного кошмара, всё возвращается к пробуждению Гарри в кафе и подготовкой к кошмару новому, и Гарри вынужден вечно скитаться по Сайлент-Хиллу, пытаясь "проснуться на этот раз не в туманном городе". Кроме того, в плохой концовке так всё и оказывается, однако с печальным исходом для главного героя. К сожалению, эта теория оказалась разрушена с выходом Silent Hill 3, где, кстати, попытались воссоздать что-то подобное.
Первую часть Silent Hill отличает внимание к деталям. Приведу несколько простых примеров. Как знает каждый фанат SH карманное радио сигнализирует помехами о приближении монстров, и это очень помогает. Но вот как только Гарри спускается в канализационный коллектор, радио работать перестаёт, т.к оно просто не работает на такой глубине, поэтому игроку приходится слушать врагов ушами. Или фокус с фонариком: всех монстров Сайлент-Хилла привлекает свет, и выключив фонарик, можно без опаски пройти между ними. У всех монстров разная степень агрессии к главному герою по отношению к фонарику, за исключением собак: т. к у них нет зрения, они ищут Гарри по запаху, и таким образом, игнорируют свет фонарика. Таких мелких деталей великое множество. Кроме того, наличие целых 5 концовок в первой части SH поражало воображение игроков. Хотя, если честно, они не столь разнообразны, и на деле их три, остальные же две предполагали судьбу полицейского офицера Сибил Беннет, если игрок сумел избавить её от паразита и оставил её в живых. Как это сейчас не прозвучит странно, но даже концовка с НЛО смотрелась весьма органично, пусть и играла на ощущение полнейшего бреда и абсурда и, тем не менее, стала визитной карточкой серии. Атмосфера первого Silent Hill пугала именно визуально: переходами из туманного мира в альтернативный, где обилие ржавых и металлических конструкций, покрытых кровью, просто зашкаливало. Проходя через этот кошмар, Гарри постепенно развивался, как личность и привыкал к этому миру, оказавшись к концу игры и морально и физически уставшим. Очень показателен бой Гарри сначала с личинкой в торговом центре, которая может символизировать некоторую трусость и неуверенность главного героя, а затем с мотыльком, где Гарри уже полностью принимает правила игры туманного города и действует более уверенно. Конечно, персонажи в первой части были раскрыты далеко не так глубоко, как во второй. Гарри Мейсон, по моему мнению, так вообще самый положительный герой всей серии, этакий рыцарь без доспехов, несмотря на все ужасы альтернативного мира пытающийся найти свою приёмную дочь. Я помню интервью разработчиков, где они рассказывали о том, что героя хотели назвать Хамберт, намекая при этом на весьма пикантную связь главного героя со своей дочкой, сравни произведению Набокова "Лолита", по которой позже Стэнли Кубрик снял одноимённый фильм. Однако, это так и осталось в концептах Team Silent, и я полагаю, правильно. Первый Silent Hill рассказывает не о психологических травмах каждого человека, а о кошмарной участи маленькой девочки, которой уготована участь стать Божьей Матерью. Этот факт, с учётом глубокого символизма, составлял весьма интересную, пусть и немного банальную историю о проклятии туманного города.
Silent Hill 2(2002)
Второй Silent Hill негласно считается лучшей в серии. Градус психоделики зашкаливал, а история Джеймса Сандерленда, ищущего свою мёртвую жену в туманном городке Сайлент-Хилл считается одним из самых трагичных и хорошо проработанных сюжетов за всю историю видеоигр. Сюжет действительно шагнул далеко вперёд, персонажи второй части стали более проработанными и противоречивыми личностями. Самое главное, что сам город Сайлент-Хилл поменял концепцию. В первой части, туманный город был проклят под воздействием тёмной стороны души девочки Алессы; в Silent Hill 2 же город является своеобразным "чистилищем", которое зовёт грешников: людей, совершивших какие-то серьёзные преступления и постепенно убивающие свою душу. Silent Hill 2 вызывает совсем другие чувства. В отличие от первой части, во второй сильнее проявляется чувство одиночества у игрока. Остальные персонажи кажутся какими-то странными и скрытными личностями, хотя и к самому Джеймсу прекрасно применимо это описание. Иначе говоря, город изменился, и это было прекрасно видно с первых кадров игры.
Во-первых, события второй части происходят в совершенно другом месте: на южном берегу озера Толука, когда как первая часть происходила на северном. Разработчики создавали южный район Сайлент-Хилла, ориентируясь на реальные фотографии штатов Мэн и Калифорния. Теперь уже город не был так дотошно обставлен и, в сущности, мало чем примечателен. Многие фанаты первой части ругали Silent Hill 2 на ужасную панораму города в самом начале игры(она видна на скриншоте сверху) и отсутствие такого ориентира, как маяк из первой части. Во-вторых, альтернативный мир Сайлент-Хилла претерпел изменения. Вместо ржавчины и металлических конструкций во второй части мы видим разруху, захламлённость и заброшенность. В психиатрической больнице Brookhaven, например, альтернативный мир: это обитые тканью стены, а отель Lakeside из игры становится сгоревшим, и что самое интересное - впоследствии это окажется реальным обликом отеля, т.к первоначально отель был воссоздан так, как помнил его Джеймс. Кроме того, у каждого из героев был свой персональный альтернативный мир: Анжела Ороско видела его объятым огнём, а Эдди Домбровски - тёмным и холодным местом, похожим на огромный холодильник. В-третьих, кардинально поменялись монстры. В первой части Гарри Мейсон сражался в большинстве своём со страхами Алессы: птеродактили из повести "Затерянный мир", собаки, тараканы и прочие твари. В Silent Hill 2 практически каждый враг имеет что-то человеческое в своём облике: от Лежащих Фигур до личного палача Джеймса Пирамидоголового и являлись уже персональными страхами и переживаниями главного героя. Впоследствии, в третьей части возникнет теория о том, что монстры на самом-то деле являются людьми, а в таком виде их видят главные герои Silent Hill, ибо у них серьёзные психологические проблемы с восприятием окружающего мира(впрочем, это совсем другая история). В итоге оказывается, что истинный враг Джеймса - это сам Джеймс, ибо он, совершивший жуткое преступление в отношении любимого человека, скрыл правду от самого себя, но тайно пытается себя же наказать за это. Наконец, некоторые полагают, что Silent Hill 2 - совсем не страшная игра, скорее больше гнетущая. Пугают игрока визуальными и гнетущими пейзажами, когда как в первой пугали в основном аудиально - жуткими звуками и скрипами.
Скрытый смысл - вот вся суть Silent Hill 2. В стремлении найти в каждой детали какой-то скрытый смысл: от лежащих на земле трупов, похожих на Джеймса и манекенов с одеждой Мэри, до надписей на могилах и странных мест: виселицы в подвале тюрьмы, многочисленных провалах в никуда и прочем, фанаты начинают строить множество различных теорий и домыслов о том, что означает тот или иной предмет. Надо сказать, что в скрытых смыслах Team Silent явно переборщила. Совсем недавно открыли, что в самой начальной сцене игры, где Джеймс стоит в туалете, оказалось, что главный герой смотрит не на себя, а прямо на игрока. Именно поэтому поиск и, что немаловажно, придумывание очередного скрытого смысла в том или ином аспекте игры до сих пор является видом Специальной Олимпиады для фанатов второй части. И проецирование скрытых смыслов на другие игры серии SH говорит о том, что первая часть намного уступает второй в этом отношении, как и третья и The Room и т. д. Именно этот факт, на мой взгляд, является причиной спора о том, какая часть из серии Silent Hill лучше. Ещё одним камнем преткновения между фанатами является чрезмерное цитирование Фрейда и обилие сексуального подтекста. Это отображается во многих сценках и визуальном отображении некоторых монстров. В результате, некоторых игроков чрезмерная сексуальность оттолкнула, а некоторые вообще назвали игру "пошлой".
Одной из самых удачных особенностей Silent Hill 2 явилось то, что от того, как вы относитесь в процессе игры к Джеймсу, такая будет и её концовка, в отличие от первой части, где концовка зависела от определённых действий Гарри. При этом концовки Silent Hill 2 разнились друг от друга, и до сих пор в среде фанатов идут споры о том, какая концовка более правдивая и каноничная. Помимо трёх основных и одной контекстной концовок, были и две шуточные: НЛО, где Джеймс внезапно встречает Гарри Мейсона, и концовка с собакой. Всё вышесказанное говорит о том, что история Silent Hill 2 широко получила своё развитие в качественном плане. Да, игра не циклична, как первая часть, а каждое последующее прохождение не связано с предыдущим. Но, плюсы второй части кроются в отношении игроков в целом к истории Джеймса Сандерленда, благодаря чему каждый игрок придёт к определённому финалу.
Однако, стоит понять кое-что ещё. Что, собственно, роднит Silent Hill 2 с первой частью? Только название и всё? Как это ни странно, но многие придерживаются именно такой точки зрения. Похожая ситуация случилась и с Resident Evil 4, где Леон Кеннеди, Ада Вонг и Альберт Вескер выступали связующим мостиком с предыдущими частями серии. Однако в случае с Silent Hill 2, игра геймлейно практически не претерпела изменений. Главный герой всё так же бродит по городу, постепенно разгадывая одну из его тайн. Здесь всё так же есть знакомые элементы серии: радио, помогающее распознать монстров; стальная труба; глубокий символизм монстров и т.д. Всё это говорит о том, что вторая часть всегда задумывалась, как продолжение Silent Hill. Разработчики из Team Silent очень сильно продвинулись вперёд по части психологизма, сделав вторую часть весьма сильной игрой в эмоциональном плане, и вместе с этим противоречивой. Если первая часть - это такой игровой реверанс в сторону фильмов ужасов эпохи VHS, то вторая уже - глубокая психологическая драма, где в центре повествования - природа преступления человека и его духовные терзания. Однако, именно после Silent Hill 2 у Team Silent случился творческий кризис, ибо вторая часть стала "творческим потолком" для студии, а все последующие части серии были заметно слабее, как в визуальном, так и в психологическом плане.
Что же можно сказать в итоге? Похоронила ли глубокая психологическая Silent Hill 2 серию в итоге, и стоило ли менять концепцию туманного города? Как мне кажется, серию Silent Hill сгубили противоречия между смысловой нагрузкой сюжета и уклоном в сторону экшена. Silent Hill - серия игр, что называется "не для всех". Попытка сделать серию более доступной для широкой аудитории обернулась провалом, и Silent Hill 2 тут совершенно не при чём. А сравнивать первую часть со второй - весьма некорректно. Это как сравнивать фильмы "Мгла" и "Шоссе в никуда". Соответственно, первая и вторая части воспринимаются игроками совершенно по-разному, несмотря на общую геймплейную составляющую. В каждой части есть свои явные плюсы и минусы, но сравнение обоих частей друг с другом непременно придёт к тому тезису, что я привожу выше. Несомненно, обе части - достойные проекты и навечно останутся в сердцах многих фанатов Silent Hill.