Я уже как-то писал, что не очень люблю альбомы Rainbow с Джо Линн Тернером. Но это - в целом. А отдельные записи с этих альбомов очень даже хороши. Некоторые. И я их слушаю с удовольствием. В этом ряду для меня особенно выделяются инструментальные пьесы, где вокала и вовсе нет. Так что можно спокойно наслаждаться мастерской игрой музыкантов и в первую очередь - Ричи Блэкмора.
Забавно вспомнить, как постепенно менялось мое восприятие инструменталов Ричи Блэкмора в Rainbow. Ведь, к стыду своему, был момент, когда я подумал было..."ну, таких соляков под синтезатор много можно наиграть".
Ну, дурак же был.
Конечно, в ту пору было повальное увлечение скоростными виртуозами вроде Ингви Мальмстина, Стива Вэя и многих других достойных гитаристов, на фоне которых игра Ричи могла по ошибке показаться не такой уж и виртуозной. Интересно, что с годами я очень редко переслушиваю те альбомы Мальмстина, а Стива Вэя - еще реже.
А вот эти музыкальные этюды Ричи берут за душу до сих пор.
Difficult to cure
Эту вещь мы в свое время слушали часто и с удовольствием - фееричный инструментал! Поклонники Rainbow разделились на два лагеря - тех, кто принял нового вокалиста и изменения в стиле, и тех кому больше нравился период с Дио. Я относился ко второй категории, так что, слушая платстинки с Тернером активно переставлял иглу с места на место. Одни треки мне нравились, другие не очень...
Об этой пьесе я уже упоминал в других статьях. За основу взята Симфония №9 Людвига Ван Бетховена. Вообще, неплохо бы для интереса послушать как она звучит в классическом виде. Можно найти множество вариантов исполнения этой симфонии в хорошем качестве, но я ограничусь небольшим фрагментом. Большинство рокеров уважают классику, но слушать её сколько нибудь долго может только небольшой процент из них. Так что заглянем ...из-за кулис...как это звучит в исполнении симфонического оркестра.
При желании найти полный вариант в профессиональной записи совсем не трудно. Дальше я приведу один из вариантов концертного исполнения этого инструментала, записанный в Токио в 1984 году.
Симфонический оркестр присутствует и здесь, на заднем плане, так что это один из наиболее полноценных по звучанию вариантов.
Maybe Next Time
Именно под таким названием я знал эту песню многие годы. Maybe Next Time - неверный перевод с немецкого. На более поздних изданиях альбома 1981 года она уже именовалась Vielleicht Das Nachste Mal.
Да и не суть. Один из лучших инструменталов авторства Ричи. Помню как мы начинали её "снимать", полагая что вещь несложная в исполнении...не все так просто! Значительную часть композиции Ричи играет слайдером, которым владеют не все. И в целом - вещь наполнена важными мелочами в плане исполнения, которые не так просто передать в нотах. На моей памяти "так же как Ричи" исполнить эту пьесу не удалось никому.
На концертах она не всегда исполнялась полностью, чаще - как мелодичная прелюдия к чему-то еще.
Альбомная версия, без сомнения входит в золотой фонд рока. Одна из лучших композиций на пластинке Difficult to cure.
Anybody There
На диске Bent Out of Shape сразу две прекрасные инструментальные записи, так же как и на Difficult to cure, но само настроение музыки на пластинке заметно отличается. Оно более мрачное, готическое.
В этом же сумрачном настроении выдержана инструментальная пьеса, автором которой значится сам Ричи. Если так, то это еще одно доказательство незаурядного композиторского мастерства гитариста.
Почему-то она мне всегда нравилась даже больше, чем мега-популярная у поклонников Maybe Next Time...может быть и потому, что она менее "запилена" и её меньше цитируют. А игра Ричи тут ничуть не менее превосходна.
Snowman
История этой записи тоже весьма интересна.
В 1982 году вышел мультфильм, снятый по книге детского писателя Реймонда Бриггса. Мультфильм стал народным достоянием в Англии и частью рождественской традиции. Но это все произошло со временем. А в 1982 году Ричи увидел фильм и он ему понравился. Музыкальная тема Walking in the Air, написанная композитором Говардом Блейком стала основой для интерпретации Ричи Блэкмора в инструментальной пьесе Snowman, которая вошла на альбом Rainbow 1983 года Bent Out of Shape.
Мне было интересно изучить тему и предысторию этого трека. Думаю, интересен и сам мультик, ставший вдохновением для Ричи.
Что касается собственно аранжировки Rainbow и исполнения Ричи, то оно прекрасно. Гитарная работа сделана с очень большим вкусом и наполнена множеством ньюансов, которые можно смаковать годами. В своем стиле Ричи не пытается поразить скоростью и техничной игрой. У него гитара "рассказывает истории" и "берет за душу", что намного важнее, чем техника в примитивном её понимании. Ведь так передать настроение музыки тоже нужна техника...и еще что-то "сверху", что дано не каждому музыканту.
Позже, эта музыкальная тема стала вдохновением и для многих других музыкантов. Я бы отметил исполнение Nigtwish с прекрасным вокалом Тарьи Турунен, но источники указывают и такие имена, как The Shadows, Gregorian , Celtic Woman, Libera, Connie Talbot, Chloё, Joseph McManners, Woods of Infinity, Coil , Birdy , Aurora и др.
В любом случае начало этому параду интерпретаций положил Ричи со своим безупречным вкусом к прекрасному.
Weiss Heim
Композиция записана в студии Sweet Silence в 1979 году и предназначалась для второй стороны сингла All Night Long. Название переводится с немецкого как "Белый Дом". Имеется в виду дом Ричи Блэкмора в США. Перевод несколько неверный, правильнее было бы Weisses. Композиция вышла в итоге на диске Finil Vinil 1986 года. На пластинке в качестве барабанщика указан Боб Рондинелли, в то время как это был на самом деле Кози Пауэлл.
В основу легла «Прелюдия № 1» Иоганна Себастьяна Баха из Das Wohltemperierte Klavier( "Хорошо темперированный клавир").
Мне эта вещь нравится даже больше, чем многие очень известные. Переходы из минора в мажор изумительны. Гитарная линия очень мелодична и прекрасно пересекается с чистым звучанием фортепиано. Особенно впечатляет завершение. До слез...Одна из моих любимых вещей у Ричи. Даже странно, что она лежала какое-то время невостребованная.
В одном из интервью на стыке 70-ых и 80-ых Ричи Блэкмор рассказывал о намерении записать целый альбом такой музыки. Не сложилось. А жаль.
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!