Найти тему

Две зимы и один март или сани как мем русского импрессионизма

В 1893 году Константин Алексеевич Коровин вернулся в Россию, после долгого пребывания в Париже. Конечно, к этому времени импрессионизм давно уже не был новостью. Более того, он «сходил». Да, ещё жили большинство мэтров, но в самой Франции уже дули другие ветры.

У нас к французским новшествам относились немного настороженно. Но Константин Коровин, видимо, был довольно близок по духу французским революционерам, или, как минимум, заинтересовался частью их приёмов. Так и появились перед нашей публикой одни из самых знаменитых саней в истории русского искусства.

Константин Алексеевич Коровин. Зимой. 1894. Государственная Третьяковская галерея.
Константин Алексеевич Коровин. Зимой. 1894. Государственная Третьяковская галерея.

Кто-то может сказать, что колорит картины не слишком-то импрессионистский. Возможно. Но налицо явная попытка запечатлеть вот именно этот момент, именно это состояние. Да и техника довольно похожа.

А что касается колорита, то обратите внимание. Мы имеем дело с виртуознейшей симфонией в сером. Около 70% площади холста — это великолепные вариации серого цвета.

Что ещё сказать? Заметили принципиальную «безыдейность» картины? Весь предшествующий период, примерно лет 30, русское искусство исходило из того, что картина должна нести в общество некую мысль, идею. Пришло время. Маятник качнулся в обратную сторону. И это тоже зарубежное влияние. Просто сероватый зимний день, просто лошадь с санями, просто калитка. Абсолютная простота.

А в чём же знаменитость этих саней? Если углубиться в историю, то в русской живописи можно найти много знаменитых саней. Хотя бы сани «Боярыни Морозовой», да мало ли ещё какие. Но, видимо, коровинские сани крепко засели в художественном сознании. Просто, ещё двое великих, закадычных друга Константина Алексеевича «повторили» эти сани на своих холстах. Или почти эти. Говоря современным языком, художник Коровин создал «мем».

Валентин Александрович Серов. Зимой 1898 Государственная Третьяковская галерея
Валентин Александрович Серов. Зимой 1898 Государственная Третьяковская галерея
Исаак Ильич Левитан. Март 1895 Государственная Третьяковская галерея
Исаак Ильич Левитан. Март 1895 Государственная Третьяковская галерея

И хотя в истории с коровинскими санями на две зимы приходится только один март, есть надежда, что он всё-таки наступит.

#валентин_серов_на_этом_канале