Всякий раз, когда дело касается легенд, есть риск обнаружить их безосновательность. Но иногда подлинная история не менее впечатляюща, чем ее мифический вариант. И советский автомобиль «Победа» ― живой тому пример.
История появления
Поиски прототипа этой машины много времени не займут, она была разработана на Горьковском автозаводе как преемница автомобиля М-1 «Эмка». Работы над новым проектом начались еще в 1938 году, тогда же художник Бродский нарисовал эскиз, в котором уже угадывается автомобиль, ставший впоследствии легендарной «Победой».
На момент начала разработки машина представляла собой вполне современный продукт.
Планы скорого выпуска сорвала война. Конструирование «Победы» было остановлено, завод переключился на выпуск грузовиков и военной техники. Работы продолжились в 1943 году, сразу после Сталинградской битвы. В планах было усовершенствование двигателя (его объем сократили в полтора раза без потери мощности), доработка основных узлов ходовой части и всего кузова.
Отсрочка реализации проекта в связи с началом войны существенно улучшила автомобиль.
В руках советских солдат, а затем и конструкторов оказался впечатляющий парк западной автотехники. Наши изобретатели смогли изучить технические решения лучших иностранных специалистов. В результате изменения были внесены в переднюю подвеску и силовую конструкцию кузова. В частности был положительно переработан опыт создателей немецкого автомобиля 1938 года «Опель Капитан».
Натурные испытания состоялись в 1944 году, после чего проект получил еще ряд правок.
Подготовка к серийному выпуску началась с окончанием войны. Первые экземпляры сошли с конвейера в 1946 году, а всего до 1958 было выпущено почти 250 тысяч автомобилей. «Победа» стала первой в СССР машиной с несущим кузовом, в этом качестве она не уступала западным аналогам.
Выбор названия
Существует предание, что в 1945 году машину показали Сталину под названием «Родина». Генералиссимус поинтересовался: «И почем мы будем Родину продавать?»
Представляющих проект чиновников пробил холодный пот, и «Родина» тут же стала «Победой», что Сталина вполне устроило.
На самом деле автомобиль был назван «Победой» задолго до этой презентации, и даже до того, как была одержана настоящая победа в мае 1945 года. Название «Победа» было закреплено в конструкторской документации с начала разработки автомобиля.
Наконец, если бы байка имела под собой хоть какие-то основания, Сталин мог бы точно так же спросить: «Почем Победу продавать будем?» Он так не спросил, и в истории советского автомобилестроения появилась замечательная машина, которую многие помнят.
Ставьте лайк и не забудьте подписаться на этот канал, вас ждет еще много рассекреченных материалов.