Найти в Дзене

Значимость изобразительного искусства в воспитании дошкольников.

Из открытых источников
Из открытых источников

Познавательная функция искусства.

Знакомя детей с жанровыми произведениями, педагог раскрывает перед ними картину окружающего мира, быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе и т.д.). При этом не ограничивается только перечислением изображённых на картине людей, предметов, а раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину.

При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.

Педагог подчёркивает, что значимость изображённого явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов. С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь.

Воспитательная функция искусства.

Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет педагогу не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, которые создаёт народ, художественному творчеству.

При ознакомлении с пейзажем активизируется интерес к красотам природы, при ознакомлении с произведением анималистического жанра — интерес к жизни и взаимоотношениям представителей животного мира, условиям окружающей их среды. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание.

Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображённых художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале. У детей развиваются эстетические чувства, эмоциональная отзывчивость.

Эстетическая функция искусства.

Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображённое в произведении искусства явление с реальной действительностью — значит развивать их художественный вкус, эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной творческой деятельности.

Потенциальные возможности знакомства с искусством для обогащения словаря и развития связной речи дошкольников.

Речь ребёнка — показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи ребёнка.

Словарь.

Речь, лишённая интонационной окраски, не вызывает у ребёнка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание искусства лишь на уровне рационального логического мышления. Поэтому при анализе картин и в рассказах о картинах широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, трудолюбивый, добросовестный, неустанный, отважный, мужественный, бесстрашный и др.). Вводятся в словарь детей также специфические изобразительные термины: холодный и тёплый тон, воздушность, свет, колорит, цветовые пятна, гамма цветов, палитра; краски — яркие, сочные, размытые, тусклые, прозрачные, насыщенные; слова, связанные с композиционным построением картины, — план картины, фон, композиция и др.

Связная речь.

В рассказах о произведениях изобразительного искусства возможности связной речи дошкольников реализуются на более высоком уровне — эмоционального осознания, применения выразительных средств, оценочных критериев, с учётом содержания картины, художественных средств, с участием творческого воображения и эмоций, связанных с восприятием картины.

С.В.Паршина, автор учебников и учебных пособий Т.Р.Кислова, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий