Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Два пропущенных. Два атмосферных хоррора 2017

Оглавление

Очень тёмные времена

Когда ночь пришла, легла на Землю тьма, и Луна - это всё, что даст свет... (Бэн. И. Кинг)

Хорошего всегда понемногу, и всё время не хватает. Если вы посмотрели в своё время первый сезон "Очень странных дел", то наверняка искали что-нибудь похожее по духу и атмосфере. Но, несмотря на то, что этот сериал впитал мощный пласт культуры и имеет массу отсылок, сложно найти что-то настолько атмосферное, и при этом не состоящее исключительно из атмосферы, а чтоб ещё и сюжет, и прочее. Да что там, "Странные дела" остались исключением в первом сезоне, последующие уже никак не дотягивают.

poster to "Super Dark Times"/2017//Kevin Phillips/Ways & Means, Neighborhood Watch, Lila 9th Productions/Источник - volledigefilm.com
poster to "Super Dark Times"/2017//Kevin Phillips/Ways & Means, Neighborhood Watch, Lila 9th Productions/Источник - volledigefilm.com

Определенно, "Очень темные времена" напрашиваются в список похожих уже начиная с названия и постера, на котором изображены несколько силуэтов пацанов с фонарями на фоне закатного неба. Возникает ощущение, что авторы желали прокатиться на волне успеха сериала, но после просмотра понимаешь, что это не так. И это и плюс и минус. Потому что если бы создатели "Super Dark Times" задались такой целью, они создали бы клон, и это было бы заметно, но вряд ли интересно.

Нет, в ряду идейных вдохновителей фильма - та же плеяда классики (уже) от Кинга и студии Castle Rock, к которой обращались и авторы "Странных дел" братья Дафферы. И вообще, как это ни странно - в "Очень тёмных временах" больше Кинговской атмосферы, чем в культовом сериале. Если "Странные дела" берут лучшее и ещё многое и грамотно миксуют, то здесь на экран переехало многое из того, что можно было оставить за кадром. Всё дело в том, какой целью ты задался.

Завязка фильма случается далеко не на вступительных кадрах - сначала нас погружают в мир главных героев, парочки друзей Зака и Джоша, которые в чём-то разные, а в чём-то схожие, но они - Друзья, как ведущие персонажи "Останься со мной". Они общаются, валяют дурака, гоняют на великах и обсуждают девчонок и прочие взрослые темы. Вот тут фильм уже перескакивают на иную парадигму, отличную от "Странных дел" с его уютными "домиками под столом в подвале", лощёными диалогами по рации и прочему очень смотрибельному контенту - когда в третьем сезоне герои "Странных дел" начинают обсуждать тему отношений, это откровенно бесит, потому что мы не того ждали. А тут мы ничего не ждали, поэтому и беситься не от чего - просто в "Темных временах" разговоры более честные и похожие на мальчишеский трёп.

Вокруг основных персонажей постоянно вращаются ещё пара парней, которые вроде как в тусовке, но не совсем в теме. В какой-то момент вся компания оказывается в гостях у Джоша и берут пару артефактов брата Джоша, который отправился служить на флот. В ходе прогулки артефакты срабатывают вкупе и выдают нехорошую "магию" - Джош впадает в бешенство по поводу того, что парень по имени Дэррил взял что-то без спросу, начинается потасовка, и Дэррил случайно погибает.

Да, забудьте уже окончательно о "Странных делах" - их тут нет ещё и потому, что тут нет как таковой мистики, хотя фильм выстраивает вокруг себя именно такой ареол (или это наше подсознание так работает). Тем не менее, это не мешает фильму быть атмосферным - вот это здесь работает и работает на ура. Атмосфера небольшого городка, спальных районов по соседству с лесом, школьной жизни - всё это вправду похоже на атмосферу рассказов Кинга, или тот же "Останься со мной" Райнера, а также на отличный триллер "Я не серийный убийца" (ссылка будет).

И атмосфера наполняет фильм неким зарядом, как и персонажи, их достаточно живые диалоги - фильм наэлектризован за счёт этого каким-то магическим реализмом, когда не нужны не секретные лаборатории, ни суперспособности, ни монстры. Но что же с ходом дел? Ребята не решаются никому рассказывать о произошедшем, прячут тело, и, конечно, дико стрессуют, подсаживаются на паранойю, и вообще - уклад их жизней рушится на глазах. Вроде бы Заку отвечает взаимностью девушка, которая ему нравилась - но всё это не может сработать так, как должно бы - в фильме это осязаемо показано, и это отличный наглядный образец того, как ПТСР меняет жизнь, притупляя краски, когда ты понимаешь, что у этого ДОЛЖЕН быть вкус, но его НЕТ.

Джош тем временем ужасно замыкается, перестаёт ходить в школу. Все попытки договориться и придумать "общую легенду" разбиваются об элементарную невозможность общаться дальше в принципе. Это тоже дано осязаемо и очень верно - Зак пытается убеждать себя и Джоша, что они всё ещё те же ребята и друзья, но сам понимает, что этого уже нет. Тем временем, в школе становится известно, что пропал кто-то ещё.

А дальше - дальше концовка, которую все вменяют в вину авторам - мол, всё было так классно, как вдруг вот это. С этим можно отчасти согласиться - концовка несколько вгоняет в ступор и обескураживает. Но это происходит опять-таки из-за того, что наше подсознание всё ещё ждёт какой-то типовой магии, мы всё ещё хотим "Странных дел". Вспомните историю Кинга "Тело", по которой снят "Останься со мной" - там вообще никакой магии не было, и ничего же. В общем, авторы, на мой взгляд, не так уж и промахнулись с концовкой - это интересный взгляд на стресс и травму, особенно полученную в такой сложный период, на открытие тьмы внутри себя, которая может показаться тебе собственной натурой, потому что рядом не оказалось никого, кто смог бы помочь справиться и разобраться, на ошибочное восприятие себя, растущее из полного непринятия.

poster to "Super Dark Times"/2017//Kevin Phillips/Ways & Means, Neighborhood Watch, Lila 9th Productions/Источник - espinof.com
poster to "Super Dark Times"/2017//Kevin Phillips/Ways & Means, Neighborhood Watch, Lila 9th Productions/Источник - espinof.com

Итак, что в итоге - берите ложку, а лучше ковш побольше - атмосферу здесь можно черпать и отгружать, но она не такая милая и жевательная, как в "Странных делах", скорее она более точно следует букве рассказов Кинга, а также напоминает фильмы Ван Сента типа "Параноид Парка". Но смотрите не сломайте ложку о собственные ожидания - это не мистический фильм, "Очень темные времена" - это про другие времена, про темное время для личности, момент слома и роста, тот самый темный час перед рассветом и взрослением, когда очень легко можно свернуть не туда. Да, послевкусие странное, концовку сложно назвать органичной, и вообще фильм ближе к концу теряет баллы атмосферы, возможно, у вас появится ощущение, что авторы не знали, как закончить фильм. Но, думаю, дело в завышенных ожиданиях, которые стоит поубавить и насладиться картиной.

Пустота

Содержательность пустоты завораживает, ведь именно из пустоты может развернуться всё, что угодно.

Фильм "Пустота" в силу претенциозности своего названия, вкупе с обложкой, на которой есть светящийся треугольник и щупальца, делает вид, что является каким-то мега-переосмыслением жанра, а слоган "Новое измерение зла" подтверждает намерение авторов нас удивить. И если "Хижина в лесу" делает это в несколько пародийном ключе, то в "Пустоте" не над чем смеяться. В пустоте смеха не может существовать.

poster to "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - dreadcentral.com
poster to "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - dreadcentral.com

А ведь вполне могло быть смешно, учитывая послужной список авторов пустоты Стивена Костански и Джереми Гиллеспи - это такие шедевры, как трешовый комедийный Б-хоррор с налетом грайндхауса "День отца" и не менее трешовый "Мэнборг" вот с таким описанием:

Суперсолдат, погибший в схватке с силами ада, возвращается на Землю, чтобы одолеть армию вампиров-нацистов и демонов, которой руководит сам Дракула.

Занимательно, что и после "Пустоты", вышедшей в конце 2016го, один из авторов вновь вернулся к Б-хоррору и снял "Лепрекон возвращается". Возникает ощущение, что авторы действительно попали в некую замкнутую пустую сферу, после освобождения из которой, продолжили заниматься прежними делами. Но пока они пребывали внутри, у них получился весьма занимательный образец, который мы попробуем разобрать. Да, надеюсь вы уже включили трек, добавленный в начале описания - он здесь не только для атмосферы, обратите внимание на автора. Джереми Гиллеспи уподобился Карпентеру и записал часть саундтрека самостоятельно. Думаю, теперь понятно, насколько серьёзно авторы вкладывались в проект - и дело тут даже не столько в уроках синтезаторной музыки, сколько в создании ещё одной отсылки к классикам таким вот хитрым способом.

Надо сказать, хотя режиссеры действительно будто случайно создали этот фильм, они пришли к "Пустоте" не с пустыми руками - обозначенные фильмы из их карьерного листа хотя и чересчур завалены в жанр "Б" и комедию, не лишены вычурности и эклектичности. А это - слово номер один для описания "Пустоты". Эклектичность и атмосфера - главные достоинства этого хоррора. Но самое главное - то, что эклектичность здесь существует в органике и НЕ разрушает атмосферу, а такое бывает крайне редко.

shot from "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - kinopoisk.ru
shot from "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - kinopoisk.ru

А начинается всё, как и положено, в небольшом городке, ведь именно в таких местах зарождается, по законам жанра, нечто такое, что расползётся как вирус по всему миру, если только не удастся прикончить это здесь. И, как обычно бывает, в таких историях и в таких городках есть люди, которым нечего терять, но которым ещё есть до чего-то дело. После интро, в ходе которого некто Джеймс сбегает от недружелюбных ребят, этого Джеймса подбирает шериф округа Дэниел Картер. Картер отвозит Джеймса в госпиталь, где дежурит его бывшая жена, отношения с которой пришли в упадок, став одним из важных факторов угнетенного состояния героя. Кроме того, в больнице есть девушка, которая готовится стать матерью в ближайшее время, и кое-кто из персонала и пациентов.

После жуткого инцидента, в ходе которого кое-кто из этих кое-кто, а именно медсестра Беверли убивает пациента Клиффа, а Картеру ничего не остаётся, как выстрелить в Беверли, шерифу становится плохо, он впадает в странное видение, откуда его возвращает на землю рейнджер Митчелл, рассказывающий о жутком происшествии на ферме. Картер отправляется в патрульную машину, чтобы доложить об инциденте с Бев, но возле машины его окружают пугающие люди в белых одеждах с черными треугольниками. Они не нападают, но Картер вынужден вернуться в больницу, куда скоро врываются отец и сын Винсент и Саймон. Эти хлопцы берут всех на прицел и требуют вернуть им спасенного шерифом Джеймса. Джеймс к этой идее относится крайне отрицательно, берёт в заложники беременную Мэгги и ранит главврача, а в этот момент появляется та самая Беверли в ином обличье с щупальцами и нападает на Митчелла.

shot from "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - kinopoisk.ru
shot from "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - kinopoisk.ru

Как вы уже наверное поняли, эта далеко не конец, из чего можно сделать верный вывод - фильм весьма насыщен событиями и динамичен. "Пустота" практически и не содержит пустот - авторы создали персонажей, раздали им роли и продумали системы взаимодействий так точно и взвешенно, что диву даёшься. Сколько ни строй предположения, авторы всё время уворачиваются от прямого следования клише, уводя историю то в одну то в другую сторону. Но что ещё более удивительно - насколько фильм раздражает рецепторы фантазии и заставляет додумывать и придавать ещё большую глубину и психологичность некоторым моментам.

"Пустота" вышла в 2016м, и если вам всё ещё кажется, что Косматос со своей "Мэнди" первым создал олдскульный хоррор, нашпигованный визуалами с геометрией и атмосферой, то посмотрите "Пустоту", снятую за деньги, в сотни раз уступающие бюджету "Мэнди". Но "Пустота" это, определенно, другая история. Фильм снят по заветам Лавкрафта по лекалам Карпентера и не без секретных ингредиентов Клайва Баркера. В нём есть и визуальный кошмар и атмосфера, и психологический ужас и ужас нутряной, ужас физиологичный, как в работах Баркера. Авторы отлично нанизали на всё это темы разобщенности, отчуждения, чувства вины и кармы, приправили саундтреком, к которому, как было сказано ранее, сами приложили руки, и создали концовку, которая могла бы показаться скучной и чересчур претенциозной, но - в фильме всё так удачно срабатывает, авторы так умело готовят зрителя к поворотам и заставляют свыкнуться с эклектикой, что концовка заходит на ура, и это поразительно.

shot from "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - pophorror.com
shot from "The VoiD"/2016/Jeremy Gillespie, Steven Kostanski/120dB Films, Cave Painting Pictures, JoBro Productions & Film Finance/Источник - pophorror.com

Пожалуй, можно выкатить фильму лист претензий, основные из которых будут касаться невысокого бюджета. Но давайте посмотрим что есть в "Пустоте" - есть и безумный псих, одержимый идеей победить смерть, и странный культ, и тема поклонения злу, тема темной магии в жуткой версии Лавкрафта, есть спуск в тайный подвал, есть щупальца, есть злодей с замыслами вселенского масштаба (таких злодеев и тем изучения потустороннего давно не было в фильмах), есть геометрия и символы, есть персонажи с отношениями, травмами и враждой. И все они умудряются уживаться в "Пустоте".