Споры о том, пригодна ли река Амур для судоходства и является ли Сахалин островом, велись уже с давних пор. В 19 веке было несколько экспедиций, целью которых было получить ответы на эти вопросы, но их попытки ничем не закончились.
Однако молодой лейтенант Геннадий Иванович Невельской был одержим идеей дальнейшего обследования спорных территорий. И был уверен, что в реку Амур можно и должно заходить с моря.
У него складывалась неплохая карьера на Балтийском флоте. А когда подвернулась возможность попасть командиром на строящийся транспорт «Байкал», который планировалось направить с грузом в Петропавловск, Невельской не преминул воспользоваться таким стечением обстоятельств. И уже в чине капитан-лейтенанта, был назначен на «Байкал».
Нужно отметить, что благодаря кипучей энергии Невельского и его помощника Петра Козакевича, транспорт «Байкал» был сдан, выражаясь современными языком, Заказчику раньше срока. В июле 1848 года транспорт уже вовсю начал готовится к непростому рейсу в Кронштадте. И уже 21 августа 1848 года парусный транспорт «Байкал» вышел из Кронштадта.
«Байкал» довольно резво прошел Европу, зайдя в Портсмут для закупки продуктов и теплой одежды. Спустя две недели, с закупленными запасами «Байкал» вышел из Портсмута и 15 ноября был в Рио-де-Жанейро. Там он подготовил судно к непростому переходу вокруг мыса Горн, известному своими штормами.
Выйдя из Рио-де-Жанейро, транспорт «Байкал» обогнул мыс Горн и, зайдя еще в несколько иностранных портов, уже 12 мая 1849 года стал на якорь в Петропавловске на полуострове Камчатка, совершив переход от Кронштадта за 264 дня.
Тогда это было рекордом по времени перехода. Быстрее всех такой переход совершил только шлюп «Камчатка», под командованием капитана В. М. Головина, но шлюп Головина был гораздо больше и длинней, и скорость его была до 11 узлов, а «Байкал» мог дать не более 8,5 узлов.
Нужно отметить, что несмотря на очень непростой и длительный переход, на «Байкале» по прибытию в Петропавловск не были ни одного больного, и все грузы были доставлены в целости и сохранности.
27 июня транспорт «Байкал» подошел к мысу Головачева. Отсюда и началось исследование Амурского лимана и Татарского пролива. Через месяц судно прошло через самое узкое место лимана между материком и Сахалином.
В результате блестящей экспедиции было однозначно установлено, что Сахалин является островом, а устье реки Амур судоходно и имеет выходы к морю.
Самая узкая часть Татарского пролива теперь носит имя Геннадия Невельского, а на острове Сахалин есть город Невельск.
Для справки:
- «Байкал» - двухмачтовое судно
- Грузоподъемность - 250 тн
- Длина – около 30 м
- Общее количество человек в рейсе: 51 человек
- Количество пассажиров (это были рабочие для Петропавловского порта) – 14 человек.
- была издана
Читаем на канале:
- Для чего на корме у ледоколов загадочное сооружение.