Сегодня я Вам расскажу об учении одного загадочного философа, о котором, к сожалению, мало говорят и вспоминают.
Это - гностик II века н.э. Валентин. Его философская система и спустя века не перестает поражать возвышенной мистической поэтичностью. Его учение было одним из самых распространенных и пользовавшихся успехом среди гностических течений.
Детство и юность Валентина прошли в Александрии, культурном, и интеллектуальном центре античного мира. Он получил отличное образование. Любознательный юноша принимает христианство, совершает поездку в Рим, где приобретает славу талантливого оратора и красноречивого проповедника.
Но вдумчивых людей, к которым несомненно и относится Валентин, часто не устраивает уже имеющийся вариант объяснения мира, бытовавшие религиозные парадигмы. Они понимают, что в них есть пробелы, недосказанность, противоречивые места. Поэтому такие люди и пускаются в самостоятельные поиски. Собственные поиски истины начал и Валентин. Он решил создал свою, весьма оригинальную интерпретацию христианства, которая в корне отличалась от той, что позже назовут ортодоксальной. Его концепция насыщена образностью и запоминающимися символами.
Валентин учил, что мир, в котором мы живем абсурден сам по себе и может приобрести смысл лишь в случае достижения человеком гнозиса. И даже сами боги, которых рисует себе человек, ничто иное, как иллюзорные сущности (некоторые исследователи это еще называют "пневматическим уравнением").
Как гностик, он считал, что нет потребности в чувстве вины, в покаянии, в спасении от первородного греха. А в чем нуждается человек? В трансформации, с помощью освободительного Знания. Духовное самопознание, по мнению Валентина, является лучшим средством от невежества и способом его преодоления. Гнозис же имеет трансцендентную основу.
Бессмертие души, как и идея о том, что человек способен духом своим победить смерть, занимает одну из ключевых позиций в философской системе Валентина. Приведу пример его проповеди, в которой красной строкой проходят данные мысли:
От начала вы бессмертны, дети вечной жизни. И вы пожелали распределить смерть между собой для того, чтобы поглотить ее и растратить, чтобы смерть умерла в вас и благодаря вам. Когда же вы разрушите весь мир, вы сами не погибните, но получите власть надо всем тварным и гибнущим.
Разрушить мир - значит нравственно превзойти мир, превзойти его ограничения, преодолеть жестокость, узколобие и ограниченность в нем.
Получить власть над гибнущим - получить свободу разума.
Люди своим духовным началом могут и должны преодолеть смерть. Становясь возвышенным и высокодуховным, человек разрушает саму суть смерти, стирает ее. И смерть теряет свой пугающий оскал. Она больше уже не страшит.
Валентин о космогонии
Идеи Валентина о создании мира поражают своей глубиной и проработанностью. Согласно нему, изначально существовала Плерома (а мы уже знаем, что Плерома - место особой духовности, добра и справедливости). В ней обитали эоны (эоны от греч. вечные - вечные духовные сущности с божественным началом).
Глубина (Вифос) или первоначало была старейшим эоном. Она вступила в союз с Молчанием (Харис) или, как его еще называют, Мыслью, Благодатью. Эти эоны образовали следующую пару Ум (Нус), называемый также Единородным и Истину.
В результате чего нарушилась целостность бытия? Из-за падения последнего Эона - Софии.
Иисус был тоже одним из эонов, который сжалился над несчастными людьми, заключенными Демиургом материальный мир, и вложил в человека духовное начало с помощью эона Мысль.
Такую картину бытия можно рассматривать и как развитие из малого во все более крупное, как эволюцию во Вселенной.
Гилики, психики и пневматики
Все люди, согласно Валентину, по своему духовному развитию делятся на три ступени:
1)Гилики или телесные - (hylikoi) - люди, в которым есть только материальное начало. Таким людям чужды возвышенные порывы, стремление к благородству. Они живут только физическими потребностями, здесь и сейчас, и при этом в них отсутствует интеллектуальное и духовное. Гилики находятся в состоянии сна разума и практически всегда разделяют стандарты масс и являются ведомыми.
2)Психики (psychikoi) -душевные - люди, которые всячески стремятся к познанию себя и вопросов бытия, к чему-то светлому. Такие люди способны к сочувствию, состраданию, но еще не вышли полностью за пределы земной матрицы, не достигли просветления
3)Пневматики (pneumaticoi) - духовные - люди, которые смогли достичь совершенства и обрели гнозис. Сам Валентин называет состояние пневматиков освобождением. Это высшая степень духовного развития. Человек, который становится пневматиком возвышается духом над миром и одновременно сливается с ним (сливается - значит остается неравнодушным к происходящему в нем, необыкновенно тонко чувствует других, понимает его принципы).
Пневматиком человек становится, когда превосходит ограничения и табу, которые сами себе создают люди (ограничения иллюзорные) или которые специально установлены Демиургом для удержания людей в ментальном рабстве. Пневматик уже принадлежит духом не земному бытию, но Чистому Разуму и его миру Абсолюта. И переходит в состояние безупречной и идеальной чистоты.
Означает ли что пневматик уж совсем какой-то нереальный? Отнюдь. Пнвматик - не бестелесный ангел, не дух без материальной оболочки. Это такой же человек по своему физическому виду, у которого есть и физиологические потребности, и психологическая составляющая. Но (!), плюс к этому всему, присутствует Высшее качество, благодаря которому он устанавливает связь с Абсолютом, с Космическим Источником. И именно это качество его выделяет.
Все. Это полная свобода. В в состоянии пневматика над тобой не властно ни время, ни пространство, ни судьба.
Олег Телемский, известный лектор, исследователь сути и истории гностицизма утверждает, что гилик отвергает возвышенное, психик влюблен в возвышенное, а пневматик живет возвышенным.
И действительно, есть невежественные и жестокие люди, которые напрочь отвергают все действительно высокое и по-настоящему духовное, отвергают, потому что неспособны понять его. Потому что на фоне своего узколобия не могут осознать неподдельное благородство и величие духа человека, героизм и справедливость. Человек, который даже на подсознательном уровне идет к знанию и свободе любит гармонию мира, просвещение и совершенство, людей отважных, одаренных, героических и высоких духом и искренне восхищается этими людьми.
Пневматики же - те люди, которые сами становятся героями и гениями, сами живут самыми высокими и чистыми помыслами и идеями. Они окрылены Космической энергией преображающего творчества и находятся в созвучии со своей глубинной сущностью и Высшим Разумом.
Может ли гилик стать психиком? Нет, потому что приземленные, нередко ожесточенные люди, которые не тянутся к какой-либо внутреннем эволюции, не могут пройти на другую ступень.
А есть вероятность превращения психика в пневматика? Да, но для этого ему необходимо совершить сверхусилие. Пневматик уже пребывает в совершенном качестве. Для психика достижение этого совершенства возможно, но ему стоит подняться на внушительную высоту по лестнице духовного развития.
Разделение людей на гиликов, психиков и пневматиков, враги и противники гностиков нередко ставили им в упрек, обвиняли гностических философов в элитаризме и высокомерном, потребительском отношении к человечеству.
Но на самом деле, это не так. Ведь гностики никогда не презирали человечество, не умаляли возможностей человека. Говоря про гиликов, психиков и пневматиков, Валентин и другие гностики прежде всего имели ввиду, что все люди различны по своему уровню духовного и интеллектуального развития и, конечно, всегда будут существовать личности, более возвышенные по своей сути, более гуманные и одаренные.
В этой концепции Валентина не подразумевалось установление деспотической власти над другими людьми, подавление кого-либо, но шла речь о нравственном превосходстве человека, который достигает этого в результате непрерывного духовного роста.
Что интересно, концепция Валентина нашла отражение и понимание в современной психологии. Карл Юнг в своей книге "Психологические типы" писал:
«Так, философия гностиков установила три типа, быть может, соответственно с тремя основными психологическими функциями — мышлением, чувством и ощущением. Мышлению, таким образом, соответствовал бы пневматик (pneumatikoi), чувству — психик (psychikoi), ощущению — гилик (hylikoi)».
Так, гностики оказались первооткрывателями глубин человеческой психологии. Задолго до объяснений официальной наукой особенностей натуры, смогли по большей мере интуитивно обозначить специфику психотипов человека и их варьирования в соответствии с личным уровнем развития каждого.
Концепция Валентина, фундаментальная и многогранная, еще не раз может послужить для поэтов, писателей, художников и композиторов источником вдохновения.
Каждый в ней может найти что-то свое, близкое ему. Потому что у Валентина встречаются мысли о единстве противоположностей, и аллегории о человеческих качествах и развитии человеческого сознания, и о психологическом росте.
Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!