Найти тему
Мытарь и язычник

Второе совместное заявление православно-старокатолического диалога "Христология" (1977)

Христология - это раздел богословия о Богочеловеке Иисусе Христе
Христология - это раздел богословия о Богочеловеке Иисусе Христе

ХРИСТОЛОГИЯ

Совместное соглашение, Шамбези 1975, 1977

II / 1. ВОПЛОЩЕНИЕ БОГА СЛОВО

1. Мы верим в Иисуса Христа, Единственного Сына, единственного Бога Слово, «Который ради нас, людей, и нашего спасения сошёл с небес и воплотился от Святого Духа и Девы Марии и вочеловечился» (Никео-Цареградский Символ веры). В воплощении, вечный и вневременный Бог, вошёл во время и историю как человеческое существо, «чтобы снова объединить человечество в себе в качестве его главы» (Кирилл Александрийский, PG 76, 17). Иисус Христос имеет две природы: он – совершенный Бог, у которого есть всё, что есть у Отца, кроме его нерожденности; но в то же время он также совершенный человек «с разумной душой и телом», как и мы во всех отношениях, кроме нашего греха. Как человек Иисус Христос отличается от всех других людей своим сверхъестественным рождением и безгрешностью, так как его воплощение произошло через Святого Духа и от Девы Марии, и он также был свободен от первородного греха и от всех личных грехов.

2. Что касается двух природ Христа, божественной и человеческой, мы исповедуем то, что Церковь учит на основании Священного Писания и Священного Предания: а именно, что две природы, божественная и человеческая, были ипостасно объединены во Христе, и это действительно в ипостаси или личности Бога Слова, «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо» (4-й Вселенский Собор). Иисус Христос – Богочеловек, одна божественная личность в двух природах, божественной и человеческой, с двумя волями и двумя энергиями (energeiai). Но поскольку личность Иисуса Христа объединяет две природы, и именно эта личность соответственно желает и действует, действия Господа можно назвать божественно-человеческими. «Он совершает человеческие поступки не только по-человечески, потому что он не только человек, но и божественен; и он делает то, что Бог не только божественным образом, потому что Он не только Бог, но и человек» (Иоанн Дамаскин, PG 94, 1060). Через «взаимопроникновение» или «взаимное пребывание» двух природ сохраняются не только двойственность природы, желаний и действий, но также сохраняется и единство личности.

3. Ипостасный союз имеет определённые последствия для догмата о Святой Троице:

а) Хотя вся божественная природа была объединена с человеческой природой в Иисусе Христе, вся Святая Троица не воплощалась, а воплотилось лишь второе лицо Троицы.

б) Воплощение не вызывает каких-либо перемен или изменений в неизменном и неизменяемом Боге.

4. Результатом ипостасного союза являются:

а) Обмен или взаимная передача свойств. В ипостасном союзе две природы, божественная и человеческая, сообщают друг другу свои свойства, проникая друг в друга и пребывая друг в друге.

б) Обожествление (theosis) человеческой природы Христа. Он, конечно, находится в пределах где «каждое естество производит то, что ему свойственно» (6-й Вселенский Собор).

в) Безгрешность Христа.

г) Поклонение Христу даже в отношении его человеческой природы. Мы обязаны поклоняться божественно-человеческой личности Господа.

д) Дева Мария – воистину Богородица и Матерь Господа.

5. Воплощение вечного Бога Слово, которое произошло из-за любви к человечеству, является недоступной и непостижимой тайной, которую можно принять верой…

Il / 2. ИПОСТАСНЫЙ СОЮЗ

Относительно ипостасного соединения двух природ учение Церкви таково:

1. Божественная природа была соединена с человеческой природой ипостасно, то есть в ипостаси или личности Бога Слово. В своем воплощении он принял не человеческую природу вообще, а индивидуальную человеческую природу. Это было сделано впервые; он был «без собственной ипостаси и не имел никакой предшествующей индивидуальности... но Само Слово стало ипостасью для плоти» (Иоанн Дамаскин, PG 94 1024. 985). Следовательно, Господь принял не человеческую ипостась, а человеческую природу, и это действительно человеческая природа во всей её полноте. Предполагаемая индивидуальная человеческая природа была истинной и полной, «с разумной душой и телом» (4-й Вселенский собор). Ранее такого не существовало в отдельном человеке, любом другом, кроме Иисуса Христа, и ранее он не создавался, но его существование началось в момент божественного воплощения от «Святого Духа и Девы Марии» в единстве личности или ипостаси Бога Слово. Поэтому никогда не было любой иной ипостаси, кроме ипостаси Сына Божьего.

2. Таким образом, Иисус Христос – это одна личность, «имеющая две природы», божественную и человеческую, но состоящий не «из двух» природ. Вселенский собор учит нас исповедовать «... одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, признанного в двух природах, без смешения, без изменения, без разделения, без разлучения»; различие природ никоим образом не аннулируется союзом, а скорее характеристики каждой природы сохраняются и объединяются, чтобы сформировать одну личность и существование (ипостась). Ипостасный союз двух природ во Христе, имевший место «в момент зачатия без смешения или разделения», остается навсегда неделимым и неразрывным. Человеческая природа навсегда останется неразрывно связанной с божественной природой. Следовательно, Богочеловек – это «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).

3. Поскольку в Иисусе Христе есть две природы, божественная и человеческая, в Нём также есть две свободно действующие воли, относящиеся к природе, божественной и человеческой; две энергии (energeiai), относящиеся к природам, божественной и человеческой, а также две свободные воли (autexousia), относящимся к природам, божественной и человеческой; мудрость и знания также божественны и человеческие. Потому что Господь равен по природе Богу Отцу, он желает и действует свободно как Бог; потому что он тоже равный по природе нам, людям, он желает и действует свободно также как человеческое существо. «Желая и действуя» он обладает, конечно, «не разделёнными, но объединёнными волями и действиями; он желает и действует в каждой из двух природ, конечно, совместно с другой». Поэтому мы понимаем две воли не как противоположные и не как противодействующие друг другу, но каждую в гармонии, желающую одного и того же, каждую в своём собственной форме. Конечно слабая человеческая воля следует сильной божественной воле и подчиняется этой воле, так как воли и действия «Действовали в единстве» и «содействовали спасению рода человеческого» (6-й Вселенский Собор). В общих чертах: «Поскольку ипостась Христа одна и Христос – один, он тот, кто действует в соответствии с обеими природами: как Бог, на основе доброй воли и как человек в послушании» (Иоанн Дамаскин, PG 95, 160).

Таким образом, Церковь учит тому, что отцы 6-го Вселенского Собора также определили: «Веруя, что Господь наш Иисус Христос, истинный Бог наш, есть один от святой Троицы и по воплощении, говорим, что два Его естества проявились в одной Его ипостаси, в которой Он истинно, а не призрачно заявил Себя чудесами и страданиями в течение всей своей домостроительной жизни, с обнаружением естественного различия в той же одной ипостаси в том, что то и другое естество хочет и производит свойственное себе в общении с другим. Поэтому-то мы и признаем две естественные воли и действия, согласно сочетавшиеся между собою для спасения рода человеческого. Итак, после того, как все сие уставлено нами со всевозможным тщанием и вниманием, определяем, что никому не позволяется проповедовать другую веру, или списывать, или составлять. или держать в уме, или иначе как-нибудь учить». Даже после соединения «Его человеческая воля, будучи обожена, не уничтожилась, а сохранилась».

II /3. МАТЕРЬ БОЖИЯ

Церковь считает, что божественная и человеческая природа ипостасно соединены в Иисусе Христе. Соответственно Церковь считает также, что Пресвятая Дева Мария родила не просто человека, а Богочеловека (божественно-человеческое существо) Иисуса Христа, и поэтому она воистину Богородица как определил 3-й Вселенский Собор и подтвердил 5-й Вселенский собор. По словам святого Иоанна Дамаскина, имя «Матерь Божия «охватывает всю тайну Божественного устроения» (т. е. замысел спасения) (de fide orth. 3.12. PG 94, 1029).

1. В Деве Марии Сын Божий принял человеческую природу во всей её полноте, теле и душе, в силу божественного всемогущества, ибо сила Всевышнего затмила её, и "Святой Дух сошёл на Неё" (Лк 1:35). Таким образом, "Слово стало плотью" (Ин 1:14). Истинным и настоящим материнством Девы Марии, Искупитель соединился с человечеством.

Существует внутренняя связь между истинностью единого Христа и истинностью божественного материнства Марии. «Ибо произошло соединение двух природ; поэтому мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. В соответствии с этим пониманием несмешанного соединения, мы исповедуем Пресвятую Деву «Богородицей» («theotokos»), потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и от самого зачатия соединил с Собою воспринятый от Неё храм » (3-й Вселенский собор, Формула соединения, Манси, 5.592). «Мы учим единым голосом, что Сын (Бог) и наш Господь, Иисус Христос, должны быть признаны одним и тем же Лицом... рождённым от Его Отца прежде всех век согласно Его Божеству, в эти последние дни, рождённый для нас и для нашего спасения Девой Марией, Богородицей по человечеству» (4-й Вселенский Собор, Определение веры, Манси, 7.116).

2. Почитание Девы Марии как Матери Божией, беременность которой св. Игнатий Богоносец назвал «тайной, которую следует возвестить вслух», Церковь также прославляет её приснодевство. Богородица приснодевна, так как, оставаясь девой, она невыразимо и необъяснимо родила Христа. В своём обращении к императору Маркиану, отцы 4-го Вселенского собора провозгласили «Отцы… дают разъяснение значение веры для всех и точно провозгласили: как свыше совершена тайна домостроительства из утробы? Как дева называется и Богородицею – ради даровавшего ей девство и после рождения и боголепно запечатлевшего утробу, и поистине Матерью – ради сообщенной ею из себя плоти Владыке всех?» (Allocutio ad Marc. Im p. Mansi 7.461B). И в решениях 7-го

Вселенского Собора провозглашено: «Мы исповедуем, что Тот, Кто был воплощён от непорочной Матери Бога и Девы Марии имеет две природы» (Definitio, Mansi 13.377A). Как говорит Св. Августин: «Он родился от Святого Духа и Девы Марии. И даже рождение человеческим существом само по себе и низменно и возвышенно. Почему низменно? Потому что как человеческое существо он рождён от человека. Почему возвышенно? Потому что он родился от Приснодевы. А Приснодева зачала, Приснодева родила, и после рождения она осталась Приснодевой» (de symb. ad cat. 1.3, 6. PL 40, 630). (См. Также Св. Софроний, Патриарх Иерусалимский, Генеральное послание, PG 87.3164, 3176, Манси 9.476, 485; св. Иоанн Дамаскин, de fid. orth. 4,14. PG 94. 1161; Максим Исповедник, ambig . PG 91, 1276A etc).

3. Соответственно, Церковь особым образом почитает Деву Марию как Матерь Бога, «мы не именуем Её богиней», «но как Матерь Бога, потому что Бог воплотился [от Неё]» (Св. Иоанн Дамаскин, de imag. 2,5. PG 94,1357). Из-за искупления во Христе…, Церковь превыше всего прославляет Бога и воздаёт истинное поклонение только Ему, как истинному Богу, в то же время Церковь почитает Богородицу как избранный сосуд дела спасения, как ту, которая приняла Бога Слово с верой, смирением, послушанием и через которую, как через врата, Бог вошёл в мир. Он называет Её Благословенной, первой из святых и чистой служанкой Господа, и тем самым приписывает ей относительную безгрешность по благодати, с тех пор, как Святой Дух сошёл на неё, ибо только наш Спаситель Иисус Христос безгрешен по природе и абсолютно.

Церковь не признаёт последних догматов непорочного зачатия и телесного вознесения Матери Божией. Но Церковь празднует вступление Богородицы в жизнь вечную и торжественно соблюдает праздник Её Успения.

4. Церковь почитает Богородицу также в Её роли ходатайствующей за людей перед Богом. Но Церковь различает заступничество Богородицы и уникальное посредничество Иисуса Христа: «Посредник один между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). «Не презри, Благой, созданных рукою Твоею; яви человеколюбие Твое, Милостивый, прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся». (Субботняя вечерня, глас 8, Богородица). «Боже… дай нам всем разделить жизнь Твоего Сына вместе с Девой Марией, Пресвятой Богородицей Господа нашего и Бога… и всех святых. Созерцать их жизнь и смерть и отвечать на их ходатайства за земную Церковь» (Божественная Литургия Старокатолической церкви Швейцарии).

Хотя в церковных гимнах Богородицу также называют «Посредницей» (mesitria), это не понимается в смысле со-посредницы или со-искупительницы, но понимается исключительно в смысле заступника.

Шамбези, Женева, Православный центр Вселенского Патриархата, 23-30 августа 1977 г.

Подписи всех присутствующих членов Совместной комиссии.

УЧАСТНИКИ

ПРАВОСЛАВНАЯ СТОРОНА:

Константинопольская православная церковь

Ириней, Митрополит Германии, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Профессор Эммануэль Фотиадис

Александрийская православная церковь:

Парфений, митрополит Карфагенский,

Никодим, митрополит Центральной Африки

Иерусалимская православная церковь:

Корнелиос Родуссакис, архимандрит

Профессор Хризостомос Зафирис, архимандрит

Русская православная церковь:

Филарет, митрополит Берлинский

Николай Гундяев, протоиерей

Румынская православная церковь:

Профессор Исидор Тодоран, священник

Профессор Стефан Алексей, священник

Болгарская православная церковь:

Профессор Илья Цоневски

Кипрская православная церковь:

Хризостом Хризантос, митрополит Лимасольский

Профессор Андреас Мицидис

Элладская православная церковь:

Профессор Йоханнес Кармирис

Профессор Йоханнес Калогиру

Профессор Мегас Фарантос

Финляндская православная церковь (КПЦ):

Иоганнес Сеппала, священник

СТАРОКАТОЛИЧЕСКАЯ СТОРОНА:

Церковь Швейцарии:

Леон Готье, епископ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Профессор Хервиг Альденховен, священник

Церковь Голландии:

Профессор Петрус Йоханнес Маан, канонист

Церковь Германии:

Йозеф Биинхуэс, епископ

Профессор Вернер Кийпперс, священник

Польско-национальная католическая церковь (Соединённых Штатов Америки и Канады)

Тадеуш Р. Маевский, епископ

Виктор Высочанский, священник

Церковь Австрии:

Д-р Гюнтер Долезаль, священник