А также химия, биология, язык, чтение, физкультура, география и прочие прелести из курса школьной программы. Причём так говорят, мне кажется, не столько молодые пятнадцатилетки, сколько мои ровесники, которые окончили школу чуть меньше 20ти лет назад. Рассказываю, как математика мне не пригодилась.
Когда в начале двухтысячных мы выпускались из школы, у нас за плечами не было ничего, кроме школьной программы. Никаких курсов при институте, никаких подготовок к ЕГЭ и ОГЭ и самих этих экзаменов тоже. Отучили, сдали экзамены, получили аттестаты и всё. Свободны. Ищите вуз, готовьтесь к вступительным экзаменам и, если повезёт, сдадите и поступите. А вы представляете, что значит приехать из деревни поступать по экзаменам в вуз в то время, когда у нас учителя по математике не могли договориться, что же мы пишем в ответе уравнения: х=3 или просто 3. Я серьёзно говорю, на моих глазах наши учителя спорили об этом. Мне лично всё равно тогда было, просто скажите, как правильно, я так и буду делать.
Хотелось, конечно, покорять столицу. Но с чего начать, когда, оказывается, у решения уравнений может быть столько вариантов ответа? Замечу, что это были 2000 года, не было мобильных, интернетов в мобильных, да и вообще самих интернетов тоже особо не было. Был магазин "Полянка", книги, голова, но денег на книги и дорогу к ним тоже особо не было. Умникам поясню, в местных книжных ларьках у нас продавалась Донцова, а не Перельман.
И анализируя всё это, я, почти шестнадцатилетняя, тогда пошла по пути наименьшего сопротивления. Принесла документы в педагогический колледж на математика, благо он находился относительно рядом с нашей деревней. Помню, пришла в приёмную комиссию я со своей одноклассницей. У неё хорошо всё было с русским языком,поэтому она писала заявление на поступление на факультет филологии, а у меня на русский язык глаз дёргался и, даже помню - несмотря на её уговоры, я написала заявление на математический факультет. Когда увидела вступительные экзамены и темы про параметры, то, что сейчас в части С в ЕГЭ, я очень удивилась, что такое вообще бывает. Нам в школе показали как-то на уроке, что бывает уравнение с буквой a, но как решать вопрос остался открытым. Ну ладно, глянула я лист вопросов, оценила ситуацию, поняла, что на трояк точно наговорю. Если повезёт, то и на три с плюсом.
Но тут дверь открылась, назвали мою фамилию, попросили из аудитории, в коридоре мне сказали: "У тебя медаль, мы тебя принимаем, иди домой". Я готова была верещать от счастья. Бесплатное образование на математика - предел желания девочки из девяностых. Я тогда спрашивала себя, а вот если бы не девяностые, если бы была возможность выбирать, куда бы я пошла? И тут же ответила себе: в архитектурный. Графики, чертежи, рисунки, строительство. Ответила себе и ответ забыла. Потому, что не было у нас в школе полноценного черчения, учебники читали, а чертить руками... ну может два чертежа за всю учёбу у меня и было. Да и если в педвуз поступить - параметры надо было знать, то что же тогда надо было знать в архитектурных-инженерных вузах? Я решила не лезть на рожон не имея даже представления о том, что есть архитектура. Осталась в педвузе, так как опыт взаимодействия с детьми уже был изрядный. Пригодится, подумала я.
Так как программа была растянута на 6 лет, то были семестры, когда удавалось совмещать учёбу с работой. Второй моей подработкой за годы учёбы была должность продавца в зоне прилёта аэропорта. А там, надо же, учёт, таблица, цифры прихода, расхода количества товара. Проверь, посчитай, в таблицу внеси, кассовый аппарат открой, закрой, сдачу дай. Да ещё и по таблице проверь сменщиков. Математика с аналитикой в чистом виде. Мне потом рассказали, много лет позже, что благодаря моим таблицам вычислили недостачу и обнаружили сговор в коллективе. Может неправда была, но я очень удивилась, когда узнала.
После окончания вуза была работа в банке. Была она не долго, так как я попала в тот самый кризисный год. Нас летом на работу взяли, а в декабре весь отдел сократили, без всяких выплат, настойчиво предложили заявление об уходе написать. Работа в банке была, помимо общения с клиентами относительно кредитных карт, связана с таблицами, с расчётами процентов. Приходилось изучать формулы (математические!) вычисления эффективной процентной ставки то по картам, то по займам, то по вкладам и консультировать клиентов. Сейчас, подозреваю, расчёт идёт автоматически. Апогей мечтаний был - работа операционистом в самой системе банка, где так же одни цифры и операции с ними.
Ладно, окей, может быть в туризме математики нет?
Есть, в счетах-фактурах как минимум. У нас на выписке авиабилетов IT- отдел настраивал работу роботов по выставлению в программе 1С чеков клиентам. И наша задача была открывать созданные роботом документы и проверять правильность счёта. И таки да, ошибки были. А как высчитать стоимость тарифа обменного билета? Девчонки-специалисты сидели с формулами и получали потом начёты (штрафы) от авиакомпаний, если обмен был рассчитан неверно. А там не 1+1 формулы. Там таксы, сборы, топливный налог, особенности аэропорта (аэропортовые сборы), проценты скидки как контрагент...; и вообще это мог быть какой-нибудь подарочный уникальный тариф, где совершенно другие цифры действовали на момент продажи.
Другая работа: школа, иностранный язык. Постоянный контроль и отсчёт времени. В голове у меня всегда график выстраивался интенсивности темпа урока в зависимости от состояния детей пришедших на него. Смотрю на детей и понимаю - синусоида или парабола с ветвями вниз, или убывающая ветвь гиперболы. Пригодилось понимание, что такое среднее арифметическое и как управлять статистикой.
Ну а теперь, собственно то, о чём я изначально хотела поведать. Вот та, специальность, где математики точно след простыл. Одна сплошная геометрия. В 2000 годах, я и предположить не могла, что архитектура сама постучится в мои двери. А точнее в уши. В глаза. В жизнь. Подробно, как это произошло, это в другой публикации. А математика тут вот где.
Ну собственно математика тут везде. Система координат. Положение элементов в пространстве. Графики, точки, пересечения. Сижу и вычисляю, как передвинуть точку изменив координату на 250, если координата точки -75. И в какую сторону двигать? :) А система сторон света? Как расположить объект в пространстве относительно сторон горизонта? Если окна клиента на север, а я ему делаю яркое солнце в зените, то не думаю, что он это оценит.
А перевести миллиметры в метры, сантиметры одним взглядом? Чтоб понять расстояние и габариты объекта. Скажу сразу, тут есть все единицы измерения и наши, и зарубежные. Мне знакомый из Турции присылал планировку, там совершенно обозначение другое inch.
Основы симметрии и подобия в совокупности с английским языком. Зеркальное отображение относительно оси. Оси на сферах, точки, треугольники и много чего ещё. Я и предположить раньше не могла, что буду со всем этим работать в одной программе.
Поэтому резюмируя вышесказанное, я совершенно убеждена в двух следующих тезисах. Во-первых, мы понятия не имеем, как сложится наше будущее и что нам пригодится, а что нет. Во-вторых, если по прошествии многих лет вам ничего не пригодилось из школы, значит вы просто не пользовались этим. Просто не воспользовались.Так сложилась ваша жизнь. Другой вопрос в том, отдаёте ли вы себе отчёт в том где и что вы пользуете? Так уж ли часто следите за собой и саморефлексируете, что можете с уверенностью сказать: "Я сдачу в магазине посчитал сам, потому что сам придумал, как считать, и школа тут совершенно не при чём" :)