Найти тему
История в историях

Название притока тверской Шоши Таратынки от сарацин?

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

           На севере Клинской земли была река правый приток Шоши со странным названием Таратынка, она еще до революции была судоходной.  В наше время превратилась в ручей, протекающий через поселок Новозавидовский. Что означает название Таратынка?

           Топонимические названия часто связаны с именами нарицательными(прозвищами) из которых позднее произошли фамилии. По одной из версий «фамилии Таратынов образована от прозвища Таратын, которое по предположению этимологически связано с украинским глаголом «таратоти», что значит «стучать», «трещать», «тараторить». На основе чего можно предположить, что основатель рода Таратыновых был говоруном, балагуром, возможно, просто не сдержанным в речах человеком, за что и получил своё прозвище.» Но названия водных объектов - гидронимов относятся к самым древним и устойчивым, а украинцев в X – XII еще не было и в помине.

             В статье Е. Павловой «Ручей Собачка и речка Таратынка» написанной на основании исследований новозавидовского краеведа Василия Васильевича Максимова (1920 – 1976) узнаем следующую версию: «В 13 веке наш район был частью образовавшегося Тверского княжества. И в это же время на Русь двинулось монголо-татарское войско. Кровожадные завоеватели прошли как раз через наши земли. Они шли ордой из Волока Ламского на Тверь. Им пришлось преодолевать быструю речку Таратынку и искать брода через Шошу у Савинского моста. Считается, что название речки Таратынки пришло к нам с тех времён и имеет татарские корни. Галактионов В.Г. (житель посёлка): Таратынка – словосочетание из татарского языка: «тара» - лесной, тёмный, «тынка» - быстрый ручей, речка. Таратынка – лесной быстрый ручей… Василий Васильевич Максимов водил нас в походы. Шли мы по Таратынке, и он нам рассказывал о нашествии татар в 13 веке. В подтверждение своих слов Василий Васильевич привёл нас к камню (на правом берегу Таратынки), на котором была высечена надпись на незнакомом языке. Учитель пояснил нам, что тут написано. Оказывается, он сфотографировал ее и отослал в Москву в институт востоковедения с просьбой перевести на русский язык. Ему прислали перевод, что на этой быстрой реке погибло много татар, и заканчивалось послание таким проклятием: Да пусть проклята будет эта река!»
           Что в данном отрывке не соответствует действительности?

            Во - первых при нашествии монголо- татар Тверского княжества еще не было.
            Во - вторых из Волока Ламского на Тверь, как доказано историками существовала дорога через Микулино городище. Существование дорог от Волока Ламского на Тверь через Микулин и через Клин доказывает работа С. В. Богданова «Новгородская дорога на участке Волок (Ламский )- Торжок»: «На основании летописных данных о событиях конца XIII—XV веков Э.А. Рикман сделал следующие выводы): 1) через города Калязин и Тверь проходила дорога общерусского значения из Владимира в Новгород; 2) отдельная дорога связывала Тверь с Москвой, эта дорога проходила через Клин; 3) к Твери подходили дороги местного значения и пути из центров соседних княжеств к Твери и через Тверское княжество. Одна из таких дорог соединяла Тверь с Микулиным и Волоком (Ламским).»  Итак, дороги у реки Таратынка из Волока Ламского на Тверь в истории не известна.
            В – третьих поход монголо- татар был зимой река Таратынка замерзла и ущерба им причинить не могла, да и зачем было пересекать Таратынку если она шла к Волге, можно зимой было идти по ее руслу. Поэтому надпись на камне могла относится совсем к другому времени. Гидронимов получивших название во времена так называемых монголо- татар неизвестно.

              Еще по одной версии фамилия Таратынов, по мнению лингвистов происходит от искаженного прочтения с  латинского на русский и обратно. Звук «С» и «Ц» обозначался латинской «С», которую читали как «Т». Таратынов означает Сарацынов. Значит и название реки Таратынка  - Сарацинка. Во времена крестовых походов христиане называли сарацинами всех мусульман. От них могли прийти на клинскую землю необычные названия. Почему эта версия по моему мнению более правдоподобна?

            У исследователей биографии и жития князя Северо-Восточной, Белой Руси Андрея Боголюбского Владимира Карпеца, Вячеслава Манягина, Дмитрия. Зенина и других есть гипотеза, о том, что А. Боголюбского несколько лет не было на Руси. В эти годы он участвовал во Втором крестовом походе. Историк В. Карпец пишет: «В одном из старообрядческих вариантов жития князя о нём говорится: «Многая леты в Святая Земли Иерошаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево
Марии Богородице вправду и безкорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий ».

             Исследователь Д. Зенин высказал предположение, что: « В период 1 140-1150 годов (об этом периоде в жизни князя русские летописи молчат и не говорят о участии русских князей в крестовых походах) молодой  Андрей действительно был в Иерусалиме, где встречался со многими европейскими государями, в том числе Мануилом Комнином, Фридрихом П Барбароссой, Генрихом П Плантагенетом, Людовиком VlI Французским. Все они были там в 1147-1149 годах во время Второго крестового похода. Почти все состояли с ним в родстве или свойстве, причем Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и праправнук Ярослава Мудрого, был старейшим не только по возрасту, но и по родословию. Рюриковичи уходили глубже в ИСТОРИЮ, чем европейские после каролингские династии, обретшие власть только благодаря Папам. Именно тогда все эти государи - каждый начинают решительный поворот к централизации своих владений, а Фридрих Барбаросса бросает вызов самому папскому престолу. Случайно ли? Похоже, речь действительно шла об общем континентальном имперском замысле, опирающемся, конечно, на христианство, но свободном от того, что «папа» (и вообще епископат) делает королей. Также случайно ли, что жизнь всех этих монархов, кроме французского Людовика, оборвалась трагически?»

           Считаю, что название правого притока реки Шоша - реки Таратынка могло возникнуть во времена Андрея Боголюбского, может быть с князем приехали некие сарацины, поменявшие веру или ушедшие с ним на Русь из - за гонений родственников, которые и поселились на реке.

           Нельзя исключать, что название реки возникло в IX-X веках, когда арабские купцы останавливались в устье Таратынки. Могло что-то случится, судно затонуть, и может быть захоронили кого-то из своих купцов. Как раз по реке Таратынка проходила земельная граница погоста Никольского, что в Тешилово, что говорит о посещении данного места гостями- купцами, а «Тешилово» об утешении усопших? А с купцами путешествовали арабские писатели и учёные. Например, в середине Х века арабский писатель аль Истархи писал о руссах: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Также описал свою поездку по Волге в Х веке арабский путешественник и писатель Ахмед ибн Фадлан.