Спросила как-то у знакомой библиотекарши: "А какие книги, каких авторов чаще всего спрашивают и берут?"
Оказалось, что учеников и студентов не так много приходит. Они сразу со списком литературы. Выбирают, что по программе читать нужно.
Художественную литературу в-основном берут люди более возрастные. Это — большинство посетителей той библиотеки.
Особенно популярными оказались полки "Современный детектив" и "Женский роман".
Я вспомнила, что именно такие книги и читает моя мама. Полистала то, что ей по душе. Несколько книг в ярких обложках и несколько в откровенных.
Расстроилась. То, что любит большинство читающего населения нашего города, — я не могу назвать литературой, искусством.
Это скорее сторителлинг. Никакой идеи. Никакой авторской мысли или позиции. Это просто сюжет. Написанный буквами комикс.
Мама объяснила, что именно такие книги легко читаются. Это самое то, чтобы отвлечься от проблем и отдохнуть. "Зачем мне твои философские изыскания, когда тут у Густафа третий сын от первой жены родился. Это же интересно".
Одну из российских писательниц в жанре детектив мама особенно ценит за её трудолюбие: "вон сколько книг в год она выпускает!"
Я встала на паузу. На несколько дней. Никак не могло сойтись в голове: если большинство любит то, что я считаю шлаком, то кто из нас прав — я или они.
Возможно, я вовсе не той дорогой иду. Если мамины любимые авторы — писатели, художники слова, то я не хочу быть писателем.
То, что читаю я, совсем другого рода, как с иной планеты.
Мне не столь важен сюжет, сколько мысль, которую автор хочет донести своим произведением. То, каким образом он выражает свою идею. Сам автор в произведении — вот что важно.
Повествователь — прежде всего человек. То, каким он себя раскроет через персонажей, через события — это важно. Какой он: ироничный, сочувствующий или презирающий, обличающий. Каким слогом он говорит, каким голосом — всё это важная часть произведения.
Здесь же — штампуют книги, перекраивая одни и те же сюжеты и фабулы. "Обсасывают" один и тот же конфликт, который "зашёл" публике. Создают безликих персонажей.
Но эта, простите за слово, "массовая литература" процветает. Приносит деньги. Славу. Поклонников.
Что если я не смогу никогда найти "своего" читателя. Вдруг моё понимание искусства — пережиток прошлого. И людям нужно другое.