Найти тему
Татьяна Васина

Нашла старое фото маминого брата, которому сейчас было бы 100 лет, и нахлынули воспоминания

Оглавление
Разбирая вещи в маминой квартире, обнаружила очень старую фотографию её брата с супругой.
Какое-то необъяснимое фантастическое чувство вызывает взгляд молодого капитана Советской Армии, как будто устремленный из сороковых годов двадцатого столетия в светлое будущее... может быть к нам - в XXI век...
На фото мой дядя с супругой. Ещё совсем молодые
На фото мой дядя с супругой. Ещё совсем молодые

В детстве этот человек был один из самых значимых для меня и моей сестры

Своих детей у него не было, а поскольку маму он обожал, то и мы с Катей были его любимицами. Жил дядя Герасим в Алма-Ате и каждое лето приезжал к нам в Сибирь с коробкой гигантских яблок Апорт и ворохом подарков для любимых племянниц.

Мы дядьке отвечали взаимностью и с удовольствием мотались с ним по городу и близлежащим сёлам, навещая всех близких и дальних родственников.

Несмотря на полувековую разницу в возрасте, нам всегда было радостно и комфортно общаться

Проживший большую интересную жизнь, дядя увлекательно рассказывал о своей службе в Румынии, о бабушке с дедушкой, которых мы не застали, о том, как спасаясь от голода на Украине, они оказались в Красноярском крае и много-много чего еще...

Но и наши детские дела не были ему безразличны. Всегда очень вовлеченно выслушивал щебет племянниц и активно обсуждал важные девичьи проблемы. Иногда даже решал их.

Например, когда мама закупала все для школы, приобрела для уроков рисования акварельные краски за 15 копеек. А мне они не нравились. Коробочка серая некрасивая была и сами краски сухие. Дядя Герасим привел любимых племяшек в магазин и мы выбрали палитру невероятной загогулистой формы, с мягонькими медовыми красочками аж за 90 копеек.

Вспоминается и масса курьёзных ситуаций в его приезды

Моё детство прошло в деревянном бараке без водопровода и с печным отоплением. Мама работала учителем в средней школе, папа - наладчиком машин на трикотажной фабрике. Достаток в семье был весьма скромный. Выручал огород.

Для мамы с папой обычным делом было возиться с землёй, замачивать для удобрения навоз, пилить дрова... и много еще чего делать, что предполагает житьё-бытьё в неблагоустроенной квартире.

А брат мамин был такой холёный, я бы даже сказала, рафинированный. Очень разные они были с сестрой, хоть и из одной семьи. Еще больше разница менталитетов ощущалась, когда мы приезжали к родственникам в деревню.

Помню, он совсем не выносил мух. Прямо физически страдал от их присутствия. Где бы ни был, постоянно пытался смастерить мухобойку из подручных средств и переколотить всех насекомых. А куда от них деться в деревне, если на подворье телята, свиньи, домашняя птица...

Однажды, голодный приехал со свадьбы моей троюродной сестры. Как водится в селе, столы были накрыты на улице. Дядя увидел, как на хлеб села муха. В итоге, не притронулся ни к одному блюду, хотя со всеми этими свадебными церемониями и покатушками, с утра росинки маковой не было во рту.

Каждый раз до слез хохочем, когда вспоминаем, как ездили на поезде к тётке на Алтай. Дядя Герасим разместился на верхней полке и всю ночь, то открывал, то закрывал форточку, как царевна Несмеяна, которая не могла определиться холодно ей или жарко.

А вагоны тогда таскали тепловозы. Когда дядя спустился со своей полки вниз с выражением страдания невыспавшегося человека и с черным, как у кочегара, от угольной пыли лицом, со словами:"Никогда больше не поеду на поезде", ухохотался весь отсек плацкартного вагона. Это надо было видеть:)

Удивительная вещь... Мы были из разных поколений, из разных социальных прослоек. Разными были достаток и быт. Но было какое-то невероятное родство душ.

Когда в 1986 году я поступила в Университет и уехала из дома, переписывалась не только с родителями, но и с дядей Герасимом

Думаю, что есть смысл пояснить для молодёжи, что мобильных телефонов, персональных компьютеров, ноутбуков, как и интернета тогда еще не было. Практически безальтернативным способом связи на расстоянии были письма, которые отправлялись почтой и доходили до адресата, в среднем, дней за семь.

Тёплые умные письма дяди Герасима меня очень поддерживали и мотивировали в первый нелегкий год на чужбине. Однако, очень хотелось летом, когда он вновь приедет к нам в Абакан, много чем поделиться и много что обсудить, при личной встрече.

В конце марта 1987 года, на время школьных каникул, ко мне в Томск приезжала младшая сестра. Я на первом курсе очень скучала, ждала её прилёта с нетерпением. И конечно же мчалась встречать её в аэропорт на крыльях счастья.

Но Катя привезла печальную весть. Накануне, одного из самых близких в моей жизни людей не стало. Я всю дорогу проревела. А когда мы добрались до общаги, то обнаружили в почтовой ячейке последнее письмо от дяди Герасима.

Он писал, как радуется моим успехам, комментировал какие-то моменты моего послания к нему и планировал наше совместное времяпрепровождение предстоящим летом.

Я перечитывала написанные идеальным каллиграфическим почерком строки и, даже выразить не могу, какие странные чувства обуревали меня

Это была первая по настоящему тяжелая утрата в моей жизни. Прошло 34 года, а мы с Катериной до сих пор скучаем по любимому дяде.

Спасибо, что дочитали.
Если было интересно, поддержите автора лайком.

Возможно вам понравятся публикации:

Сидя одна взаперти, малышка холодными ела пустые щи, а согреться пыталась от солнышка, вставая на подоконник

Бомж и ЗЭКи в одной квартире с детьми

Маленькая история героя большой войны

Как китайский свитер стал героем семейного предания

Забавная история фотографии из старого альбома

Как новобранец за девиацией ходил