Если вы думали, что для того, что ребёнок убирал игрушки, достаточно просто сказать «убери игрушки», то поздравляю! Вы так же наивны, как я!
Каждый родитель сталкивался с тем, что сначала уборку игрушек от ребенка требовать слишком рано. А когда спохватывался – было слишком поздно. Малыш давно привык, что это мамино или папино дело, но никак не его!
На своём ребёнке я перепробовала много способов.
Расскажу сначала о том, что точно НЕ работает.
- Кричать, ругаться, шлёпать – ребёнок быстро понимает, что у ваших наказаний есть известный предел, что вообще-то, вы его любите. И даже ругать его вам неприятно. А значит, вы будете сами избегать этого. Дети очень тонко чувствуют такие вещи. И прекрасно умеют этим пользоваться.
- Обещать лишить чего-то приятного. У маленьких детей нет «потом» - только здесь и сейчас. Наказание «потом» - значит, что наказания нет. А когда наступит это самое «потом» - то виновато не плохое поведение ребенка, а просто вы нехороший родитель, вот и наказываете малыша почем зря! Такая вот детская логика!
- Убирать самому. В надежде, что чадо застыдится и придёт на помощь. Не застыдится. Нет ещё стыда!
Так как же решать проблему?
Я расскажу о том, что реально помогло мне сначала с собственным ребёнком, а потом при работе в саду.
Вот что РАБОТАЕТ.
- Мотивация и поощрение. «Ты уберёшь игрушки, и мы СРАЗУ пойдём читать сказку». Обещания надо выполнять. Иначе алгоритм не будет работать.
- Уборка через игру. У нас у каждой игрушки было своё место. Чтобы ребёнок понимал, какое именно, я не поленилась сделать фото игрушек и наклеить их на каждую полку. Потом ребёнку рассказывалась короткая история о том, что по ночам игрушки, не вернувшиеся в «свой» домик, плачут. И показывала, что домик игрушки там, где фото этой игрушки. Ребёнок гораздо охотнее принимается за уборку!
- Для самых упертых детей подойдет лёгкое насилие. У дочки всегда был весьма своенравный характер и она любила проверять маму на прочность. Иногда она просто отказывалась делать то, что просят. В этой ситуации я говорила: «Игрушки надо убрать, и ТЫ их уберёшь». И я начинала убирать игрушки ручками дочки – зажимая их в свои ладони. У маленького ребёнка нет осознания, что вообще-то это мама всё убирает. Он видит свои руки и понимает, что, не смотря ни на что, убирает он. Только в этом случае никакого поощрения уже не будет… Как правило, хватает одного раза.
- Формируем правильно привычки. Как говорится, чисто не там, где постоянно убирают, а там, где не мусорят! В саду практиковала такой способ. Детям сразу говорилось, что есть правило – поиграл с игрушкой – поставь на место. Если ребёнок забывал, напоминалось. Если игнорировал – вторая игрушка забиралась, пока не приберет первую. Но таких детей было единицы.