Десяток километров после Половинной - едва ли не самый скучный участок всей КБЖД, только в отличие от первых 30 километров после Порта-Байкала нам и проехать-то его было не на чем.
Так и шли три часа вдоль путей, и самым ярким впечатлением тут стали лошади:
В остальном - обычная Кругобайкалка:
Красивая и уютная - но без особых вех:
Где-то здесь мимо нас проехал экскурсионный поезда. Надо сказать, правила турпоездов меняются год от года, и например когда Оля ходила по Кругобайкалке в 2013 году, экскурсионные поезда подбирали туристов, но выставляли какой-то неимоверный тариф на рюкзаки.
В целом же именно понедельник из 3,5 дней похода запомнился мне самым активным движением - вот скажем ещё одна путеремонтная машина с характерной чайкой на радиаторе. Обоих "работяг" мы встретим ещё не единожды:
Ещё поворот - и мы пришли в Маритуй , "столицу" Кругобайкалки. Меж Култуком и Порт-Байкалом на 89 километров линии приходится 268 подпорных стенок, 248 мостов, 39 тоннелей, 16 галерей и всего 2 станции, включая показанное в прошлой части Уланово (ну или 3 - с разъездом Шаражалгай). Но Уланово - фактически тоже разъезд на скальном карнизе, а вот Маритуй - ещё и полноценное село, где официально живёт 55 человек, а "на глаз" как минимум не меньше.
На станции - глухо запертый вокзал (1902):
Он тут попроще, чем в Порт-Байкале, но зато подлинный:
Оставив Олю на лавочке, я пошёл вдоль путей искать питьевую колонку или спуск к Байкалу, и первым делом мне подвернулся второй вариант:
Лесенка спускается к водоподъёмной станции, до сих пор используемой по назначению:
А вот чего на КБЖД не было - это водонапорных башен. Зачем нужны они, если бак может повесить прямо на скалы?
Между баком и водонапоркой нашлась и колонка с необычным вертикальным краном, который можно крутить в любую сторону. Но осторожно - струю она выдаёт такую, что удивительно, как не улетела до сих пор на реативной тяге.
Расположившись на лавочках перекусить, мы приметили клейма на рельсах - США, 1945 год:
Но долгого привала не вышло - ветер в тот день дул как-то так, что Маритуй пронизывало насквозь, и мы продрогли минут за двадцать сидения на лавочке. Центр села - поодаль, в пади под чёрной горой: если у берегов Байкала в те дни была ещё золотая осень, то на сопках и за ними леса уже стояли голыми.
На "култукском" краю Маритуя, в устье пади - отдельная платформа 120-й километр. Рядом сохранился десяток старых домов, в том числе пожалуй самая красивая на всей КБЖД путейская казарма с круглым окном в стиле модерн:
А вот магазина в столице Кругобайкалки нет, как и нигде на 70 километров от Порта-Байкала до Ангасолки. До реформ РЖД курсирующая по линии "передача" числилась грузо-пассажирским поездом, и в её составе был вагон-лавка. Но теперь "мотаня" (другое прозвище того же поезда) пригородная, ей по статус не положено, и потому жители кругобайкальских посёлков и свежего хлеба не видят, и большие грузы могут привозить в лучшем случае зимой по льду: