Найти на Кругобайкалке место для ночлега - на самом деле задача не такая уж простая. На большей части линии поставить палатку просто физически негде, да и байкальская вода хоть и пригодна для питья прямо из озера, а плещется внизу, под невысокими, но отвесными обрывами. Самые широкие и ровные места - в устьях падей, но там иная проблема: холодный ветер, особенно усиливающийся по ночам. По морю тоже гуляют баргузин, сарма, култук, верховик и ещё бог весть кто, зарождающиеся в больших долинах. О том, что близ посёлков палатку ставить не самая лучшая идея - думаю, не стоит и напоминать.
Так что удобных стоянок вдоль Кругобайкалки наперечёт, а сложностей добавляет ещё один фактор - Прибайкальский национальный парк. В Иркутской области по степени ненавидимости он стоит где-то между москвичами и китайцами, и "офигевший" - самый мягкий эпитет, который при мне применялся к нему.
Основанный в 1986 году, он тянется узкой полосой на 470 километров, по обращённым к Байкалу склонам хребтов от Култука до Онгурёна, охватывая в том числе Кругобайкалку и Ольхон. И конечно, с такими активом было бы странно, если бы на этом не пытались делать деньги: пребывание в ПНП платное и не дешёвое (осенью было что-то вроде 100 рублей в день с человека), отдельно оплачивается установка палаток, а за нарушение - само собой, штраф. За что платить, откровенно неясно: всё благоустройство сводится к инфостендам, давно покрывшимся слоем царапин и надписей - ПНП не сподобился ни то что дорожки оборудовать или туалеты поставить, а даже мусор убирать.
С патрулями его, однако, шутки плохи - так, один знакомый знакомого послал лесника лесом да сам ушёл в лес, где вскоре вскоре лесник догнал его на квадроцикле, привезя пару местных пацанов, которые туриста попросту избили. Это при том, что нападения местных жителей на туристов, чем "славится", например, Алтай , на Кругобайкалке редкость - здешние посёлки элементарно слишком малолюдны для образования пьяных буйных компаний.
И ладно бы сложности с пропуском исчерпывались только деньгами - деньги Прибайкальскому нацпарку несут так стабильно и надежно, что это не его проблемы: пропуск нельзя оформить через интернет или по телефону (впрочем, это хотя бы исправили уже после моей поездки), только выписать бумажку, придя по одному из адресов. К тому же - оплатив все дни и стоянки заранее, что либо вынуждает переплачивать впрок, либо отнимает возможность импровизации.
Однако и тут есть один важный нюанс: территория нацпарка прерывается территориями посёлков, дорог, военных объектов, а потому непосредственно на Кругобайкалке другой хозяин - РЖД. А железнодорожники и мусор убирают, и штрафовать могут разве что за хождением по путям, да и то сугубо гипотетически. Нацпарку, конечно, это не нравилось и он даже судился с РЖД, но добиться чего-то от огромной забюрократизированной госкомпании немногим легче, чем руками стронуть тепловоз. В данном случае - к счастью.
Иными словами, свободно ходить и ставить палатки на КБЖД можно только в 50-метровой полосе вдоль рельс. Под вечер спустившись на пляж Половинного мыса против Пономарёвки да поставив в потёмках палатку, я даже не сразу догадался посветить фонарём на плакаты. Плакаты гласили, что без пропуска сюда ходить запрещено, а нарушителей штрафуют, но в целом получайте удовольствие. Ночь выдалась холодной, так что с вечера к нам прямо в палатку влезла полевая мышь, но не зря бывалые туристы говорят, что холод спускается с ясного неба. Утро высветило очаровательный пейзаж, но мы собирались быстро, даже не позавтракав, а холодный ветер и высокая волна, возможно, сэкономили нам на двоих 8000. С началом рабочего дня сюда приходит проверять пропуска моторная лодка.
Половинный мыс далеко вдаётся в Байкал, и железная дорога прошивает его Половинный тоннелем (он же №12) - самым длинным (778 метров) на всей КБЖД:
Он почти идеально прямой, и именно в перспективе тоннеля хорошо виден излом профиля. Ведь планета круглая, и у прямого тоннеля середина чуть ближе к центру Земли, чем оконечности. При длине более 600 метров разница достаточна, чтобы в середине начинала скапливаться вода, и потому пути в тоннелях чуть изогнуты в вертикальной плоскости. Хотя и не так сильно, как кажется на фото ультразумом - ногами подъём и спуск вообще не ощущаются:
Да и сам Половинный тоннель каким-то жутко длинным не кажется - если по изогнутому японскому тоннелю под Чёртовым мостом на Сахалине мы шли, казалось, целую вечность, то здесь свет впереди и за спиной не давал потерять связь с поверхностью.
Тоннель выводит к платформе 110-й километр у посёлка Половинная . Основанного, как ни странно, в 1956 году, когда Кругобайкалка стала тупиковой и лишилась второго пути. Опустело от такого гораздо больше посёлков, поэтому собирали Половинную из деревянных домиков с других станций. У заиндевелой скользкой платформы мы нашли длинный стол и устроились за ним завтракать, а вскоре из деревни подтянулись тётушки да посетовали, что мы заняли их прилавок, а им, как поезд придёт - торговать.
Поняв, что мы не конкуренты, и приметив благодарные уши, тётушки принялись рассказывать, как им от лесников житья нет: нацпарк не имеет полномочий депортировать селян, но видимо очень этого хочет. Как результат, сначала жителей Половинной лишили возможности легально заготовлять дрова и охотиться, затем - собирать ягоды, грибы, хворост и пресловутый валежник, дальше - косить траву (что делает село уязвимым для лесных пожаров), а теперь разговоры идут уже и о запрете огородов - каким-то образом сами посёлки оказались включены в черту нацпарка. За дровами жители таёжной деревни ездят в Култук, а по дороге завидуют жителям Ангасолки - там уже другое, куда как менее зловредное, лесничество.
Затем из деревни подтянулся хоть и явно после вчерашнего, но какой-то очень правильный, очень житейский мужик, а со стороны Култука донёсся гудок. Мужик со знанием дела сказал "паровоз едет!", но меня вновь ждало разочарование - из-за поворота показалась какая-то путейская машина, высадила пассажира явно из числа селян, да скрылась в тоннеле. На платформе растаял иней, а значит - пора уже продолжить путь.
Паровоз мы, однако, всё же увидели - но только на постаменте. Первоначально, в начале 2000-х годов, два паровоза поставили в Уланово, а ещё лет 5 спустя, в 2007-м, увезли их оттуда в разные стороны: в Порт-Байкале я уже показывал "лебедянку", а здесь - "американец" Еа, построенный в 1945 году и попавший в СССР по ленд-лизу.
Половинная деревня стоит между Половинным мысом и Половинной рекой - самой длинной (43 километра) из пересекающих Кругобайкалку. Иначе - между самым длинным тоннелем и самым длинным (ладно, вторым по длине) мостом: в пешеходном мосте начала ХХ века 60 метров, а в железобетонном 1910-х годов - 85.
С самым длинным же тоннелем соседствует самый короткий - Чайкинский тоннель (№13) пробивает узкий скальный Чайкин утёс, и от портала до портала в нём всего 30 метров: