Найти тему
Субъективный путеводитель

Култук на Байкале. Стоит ли пробовать здесь омуля и голомянку?

Култук - крупный посёлок в сотне километров от Иркутска, где федеральная трасса "Байкал" выходит к самому Байкалу.

А лицом посёлка можно считать вытянувшийся вдоль неё рыбный рынок - оцените его масштаб!

-2

На прилавках рыба в основном копчёная, но в коробках под толстым слоем покрывал есть и жареная. Прежде сибирская придорожная (а тем боле перронная) торговля славилась честностью и круговой порукой: сибиряки верили,  что обманщик, который подсунет туристам тухлятину, навсегда отвадит покупателей. Постепенно этот страх сошёл на нет - как-то раньше мою будущую спутницу подвозил здесь какой-то явный шишка, заехавший на култуский базар, и она подметила, что ему продавщица отвалила ящик омуля из одного места, а ей рыбку продала из другого. В общем, этой рыбкой Оля отравилась и потеряла где-то день пути, но зато теперь точно знала, чем пахнет испорченный омуль.

-3

Жаренных омулей мы покупали здесь дважды, в зависимости от размера по 100-200 рублей (причём цены и ассортимент всех точек одинаковые) за штуку, и оба раза продавцы не подвели:

-4

Омуль - главный промысловый вид, главный кулинарный "бренд" Байкала и главный товар его придорожной торговли. Белая рыба (то есть - из сиговых), размерами он варьируется от 30 до 60 сантиметров, а весом - от 200 грамм до 1,5 кило. Старики рассказывают о 7-килограммовых омулях, но таких в Байкале не видели давно. Каноническим с подачи вагонных торговцев стал омуль холодного копчения, но им я не проникся, а вот вкус жареного или горячекопчёного омуля привёл меня в восторг:

-5

В основном на култукском базаре рыба попроще, всякие щуки да налимы. Но есть и совсем уж крутая экзотика наподобие тех вьетнамских тараканов, которых местные не едят, но продают туристам - копчёные голомянки. Так же известные как широколобки, это одни из самых странных обитателей байкальских вод: глубоководные живородящие рыбы, полупрозрачное тело которых на 35% состоит из жира. Мёртвые голомянки не тонут, а всплывают, становясь основной пищей для байкальских нерп, люди же чаще использовали их не для еды, а для освещения - из целой голомянки можно сделать свечу, а вытопленным из неё маслом - заправить лампу. О том, что голомянок едят, я раньше никогда не слышал, но оказались они вполне приятными на вкус, особенно, подозреваю, к пиву:

-6

В домике напротив рынка - свой бизнес. Расстегаи оказались большим, с тонким тестом и достойным количеством рыбы. Хозяин же, пока разогревал да заворачивал, поведал, что идею подсмотрел во сне:

-7