Когда было принято решение, окончательное и твёрдое, связать свою жизнь с флотом, первое что предстояло сделать, так это составить надёжный план и следуя ему, воплотить свою давнюю мечту в жизнь. Но после того, как я показал его своему Деду, который внимательно ознакомился с содержанием, даже что-то карандашом дополнил, потом задумался и аккуратно, чтобы не обидеть, выкинул мою тетрадь в мусорное ведро. Я в начале был потрясён, потом возмущён, а когда попробовал высказать своё недовольство произошедшим ещё и по шее получил, могучей рукой Старшего Механика, то есть Деда, хотя сам уже давно был далеко не юношей.
Пришлось взять себя в руки, да и выбора другого не было, и спокойно выслушать все настоятельные рекомендации главы нашего семейства и принять их к сведению. Высшее Морское учебное заведение пока отменялось, да и среднее тоже. По убедительной Дедовской просьбе, мне предстояла работа на небольшом судоремонтном предприятии учеником слесаря механического цеха. Днём работа, вечером учёба по профессии, учебная программа была на тот момент хорошо и интересно организована. Потом, дополнительно, отправили на курсы мотористов-матросов. Так и началась морская карьера, с заводских мастерских и портовского буксира.
Мне повезло застать старых, многоуважаемых рабочих, механиков и слесарей, которые начинали ещё с паровиков. Их бесценный и огромный опыт, очень пригодился в будущих рейсах и помогает до сих пор. Также от некоторых наставников, достались редкие книги, чертежи, схемы, которые дополнили личную библиотеку, полученную в наследство от близких и родных людей. С самого начала работы на судоремонтном предприятии, меня не покидал один вопрос. Почему, при всём огромном опыте и умении, высоком уровне подготовки и знаний у работников СРЗ ”судоремонтный завод”, экипажи приходивших в ремонт кораблей, очень часто были недовольны качеством выполняемых работ?
Правда, когда сам стал частью плавсостава, возник ещё один, не менее важный и волнующий вопрос. Почему, при всём богатом опыте эксплуатации судовых энергетических установок, систем, вспомогательных механизмов и т.д., а также их ремонте в условиях постоянной работы, уже представители и работники судоремонтных заводов и организаций, были часто и сильно не довольны тем состоянием механизмов и оборудования, да и корабля в целом, в котором они принимали их в ремонт из рук экипажа теплохода.
На два этих вопроса, важность которых трудно переоценить, удалось найти ответы только после того, когда по совету и рекомендации одного из мастеров на заводе, перешёл на БТО (база технического обслуживания). В отличии от СРЗ (судоремонтный завод), все слесаря и инженеры на БТО имели опыт как судоремонта, так и эксплуатации, ходили в рейсы в составе рембригад, а также механиками и мотористами. Благодаря этому, они имели возможность участвовать во всех этапах работы машинного отделения и теплохода в целом, включая ремонты, испытания и последующий ввод в эксплуатацию. Что позволяло более разносторонне и глубоко, понимать причины и суть возникающих проблем и неполадок, в полном объёме производить более качественную, предварительную, без-разборную диагностику и планировать последующий ремонт.
Отсюда и вывод, что длительное время одной из основных причин возникновения многих серьёзных проблем на флоте, является недостаток должного опыта и знаний судоремонта у плавсостава, и отсутствие необходимых знаний и опыта в эксплуатации у представителей и работников судостроительно-судоремонтных предприятий и организаций.
В своё время, благодаря большой и совместно проделанной работе представителями различных морских профессий, а также созданных на их основе БТО (база технического обслуживания), удалось значительно лучше и эффективнее изучить причины возникновения множества проблем в области судоремонта, повысить его качество, а также продлить срок без аварийной эксплуатации от ремонта к ремонту, за счёт более грамотной и научной организации труда.
На флоте очень важно, чтобы работали люди с профильным морским образованием и достаточным опытом, прошедшие все ступени карьерного роста и этапы обучения, например, пройдя путь начиная от ученика на судоремонтном заводе, дойдя до должности Старшего Механика на теплоходе. Это касается и Судоходных компаний, Морских Крюингов, Портов, Учебных Морских заведений, а также организаций, имеющих непосредственное отношение к флоту.
P.S.
В дополнение ко всему сказанному, позвольте предложить Вам хороший фильм для просмотра, фильм о Моряках и Спасателях, который позволит лучше познакомиться с представителями морских профессий, а также их порой настолько разной и в тоже время, настолько похожей жизнью...
Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев.
Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на канале, делитесь впечатлениями в комментариях, если статья была интересная ставьте лайки.