Найти тему

Повествование от первого лица: проблемы и их решения

Оглавление

Вы обратили внимание, как много сейчас авторов художественной прозы пишут от первого лица? В XIX веке так писали разве что путевые заметки или дневники, да и в XX найдётся немного произведений от лица автора. А сейчас в любом жанре этот тип повествования становится преобладающим. И неважно, что героиня— драконица или вампирша, а герой — орк или некромант. Казалось бы, как тут можно отождествить себя с героем? Но оказывается очень даже можно, хотя иногда из-под пера выходят странные вещи.

А между тем, сложностей в повествовании от первого лица немало, и граблей раскидано – только наступай. Но авторы упорно продолжают на них танцевать и назначают себя на роли героев любовных триллеров и попаданческих драм, космоопер и произведений в жанре зомби-апокалипсиса.

Несмотря на мой слегка язвительный тон, я признаю, что в таком типе повествования есть целый ряд преимуществ, привлекающих авторов. Сначала коротко о них.

Чем привлекательно повествование от первого лица

Рассказ от первого лица позволяет автору легче погрузиться в свой мир, и от этого любая, даже самая фантастическая история становится более реалистичной. В ней появляется та психологическая глубина, которую весьма непросто достичь, когда повествование идёт от третьего лица. Ведь человеку всегда проще описать свои чувства, чем понять другого человека.

Но на мой взгляд, главная причина, почему автор выбирает рассказ от первого лица, связана с особенностями современного литературного творчества. Для многих авторов — это увлечение самим процессом, возможность перенестись в другой мир, поиграть в отношения героев. А когда писатель отождествляет себя с персонажем, такая игра становится ролевой и приобретает особую привлекательность.

Вот и получается, что автор пишет то, что он хочет, а не то, что ждут читатели. И он кажется себе писателем, который выше мнения публики и «не желает прогибаться под её вкусы». А на самом деле для него важен процесс, он просто играет.

Есть, конечно, авторы, осознано и целенаправленно подбирающие литературные приёмы для лучшего воздействия на читателей, есть те, что прорабатывают сюжет, создают концепцию книги. Но «игроков», получающих удовольствие от литературной игры, сейчас больше. Нет, я не говорю, что это плохо. Это даже здорово, так как человек увлечён процессом творчества. И нередко из-под пера таких увлечённых выходят неплохие вещи.

Художница Анна Спешилова
Художница Анна Спешилова

Однако выбор повествования от первого лица, несмотря на привлекательность, связан с целым букетом проблем, которые авторы пытаются решить по-разному, и не всегда это у них получается.

Ограниченность обзора

Читатель видит только ту картинку, что у главного героя перед глазами. А автор не имеет возможности ни сменить фокальный персонаж, ни рассказать о событиях, происходящих в другом месте. О чём думают, что чувствуют другие действующие лица, главный герой может только догадываться. В результате читатели лишаются важной информации, а в описании сюжета и отношений персонажей возникают сложности.

Решить эту проблему можно по-разному, и успешность такого решения зависит от мастерства автора.

  • Источником необходимой информации может быть подслушанный разговор или рассказ другого персонажа.
  • Сочетание рассказа от первого лица и вставок от третьего, когда описываются события, которые недоступны восприятию главного героя. Не всем авторам удаётся органически сочетать эти два типа повествования.
  • Рассказы от лица разных героев. Здесь сохраняется повествование от первого лица, но в то же время появляется возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и показать читателю разные события. Однако на такое перевоплощение способны не все авторы, всё же необходимо показать характер и внутренний мир различных персонажей, иногда разного возраста или пола.

Проблема создания образа

Тут даже несколько проблем. Во-первых, примеряя на себя роль героя, автор невольно наделяет его своими чертами характера, привычками, страхами, интересами. Избежать этого довольно сложно, из-за чего герои/героини разных книг одного автора оказываются похожи. Решить проблему может только мастерство писателя и его способность к перевоплощению, своеобразный актерский дар.

Во-вторых, возникает проблема с визуализацией образа. Для читателя важна картинка, возможность увидеть героя со стороны. А повествование от первого лица его этого лишает. Даже просто внешний вид описать — и то проблема.

"Девушка и ее коты". Художница Ольга Самарина
"Девушка и ее коты". Художница Ольга Самарина

Нередко авторы даже не задумываются над этим и не мудрствуя лукаво заставляют героя описывать себя примерно так: «Я отличался хорошо развитой мускулатурой, так как с детства занимался спортом. Сильные руки уверенно держали копьё, а длинные ноги позволяли догонять убегающих врагов. Естественно, от девушек у меня не было отбоя». Вот скажите, кто в здравом уме думает о себе подобным образом? Да, герой рассказывает о себе читателю. Но он не рассказчик, он действующий персонаж. И подобные описания мешают читателю нормально воспринимать героя, снижают его реалистичность.

Другой вариант – рассматривание себя в зеркало. «Из зеркала на меня смотрела эффектная блондинка с шелковистыми, слегка вьющимися волосами, чувственными губами и аристократическим носом». Вот когда вы подходите к зеркалу, вы также детально разбираете свою внешность? Вряд ли. Разве что отметите морщинки у глаз, пару седых волос или прыщик на лбу. А всё остальное вы многократно видели.

Но образ героя/героини вполне можно создать по отдельным чёрточкам, сконструировать как пазл из замечаний других персонажей. Подруга заметит, что платье героини подходит к её рыжим волосам, знакомый сделает комплимент выразительным, колдовским глазам. Герой посмотрит на кого-то с высоты своего роста и т. д.

Такие отдельные чёрточки, намёки позволят читателю включить фантазию, и создать свой уникальный образ героя. Что намного лучше, чем навязанный автором.

Художник Маттиас Стом
Художник Маттиас Стом

Я-передозировка

Другой не менее важной проблемой становятся повторы местоимения «я». Действительно, при повествовании от третьего лица героя можно назвать по-разному и избежать нежелательных повторов. А здесь как? Чем можно заменить местоимение «я» в рассказе от первого лица? Вот и рассыпают авторы это местоимение щедрой рукой по всему произведению, что при чтении вызывает ощущение навязчивости. Причём многие считают это неизбежным злом.

Однако дело здесь в неопытности или в нежелании автора поработать с текстом. Ведь возможности сократить количество «я» есть, надо только внимательно относиться к построению предложений.

В ряде случаев можно обойтись без «я», изменив формулировку. Например, «я подумала» заменить на «мне в голову пришла мысль», «мне подумалось», «мне показалось», «у меня возникла идея» и т. д. Варианты замены зависят от контекста. «Я увидела» — «передо мной возникла такая картина:», «мне бросилось в глаза», «в увиденное трудно было поверить, но…». «Я сегодня не выспалась» — «мне сегодня не удалось выспаться». Конечно, все «я» заменять подобным образом не нужно, но там, где их особенно много, вполне можно придумать замену.

Помогает избавиться от передозировки местоимениями «я» переключение внимания на действия других персонажей, на картины природы, на описание событий, не связанных с главным героем. Несколько таких предложений и навязчивое «я» уже не раздражает читателя.

Только вот не стоит решать проблему с «я» за счёт атрибуции диалогов. Её можно вообще не писать, если нет необходимости, но вот убирать из атрибуции только местоимение-подлежащее – это не лучший вариант.

А вообще, когда мне жалуются на сложности такого типа повествования, я обычно отвечаю: «Тогда не пишите от первого лица». Какие проблемы? Большинство гениальных произведений прошлого написано от третьего лица. Но на то и творчество, без мук оно редко бывает плодотворным. Так что выбирайте и творите. Успехов!