Найти в Дзене
Манжета театроведа

Две панические атаки и их благотворные последствия в истории английского театра

В 1660 году английские театры официально открылись после 18-летнего перерыва, вызванного пуританским протекторатом Кромвеля. Театр на улице Линкольнз Инн открывался масштабным зрелищем - оперой "Осада Родоса". Небольшую роль евнуха Гали в ней играл никому не известный молодой актер по имени Джон Даунз. В зале присутствовали Карл II и его брат герцог Йоркский. Когда Джон узнал об этом, его охватила нервная дрожь. Он так и не смог справиться с волнением и играл прескверно. Бедняге дали второй шанс. Но на следующем спектакле его снова одолел невроз. Актер прямо-таки оцепенел, и публика прогнала его со сцены свистками и шиканьем. Если бы это было в наши дни - как знать, возможно, Джон получил бы квалифицированную психологическую помощь и даже вошел в память немногочисленных потомков под именем "а был такой актер, то ли Доунз, то ли Даунз, в церковно-приходской книге написано, что женился на мисс Такой-то и имел двух детей, но это неточно". Но тогда современной медицины не было, антидепре
Фрагмент английской карикатуры XIX в. Просто для привлечения внимания.
Фрагмент английской карикатуры XIX в. Просто для привлечения внимания.

В 1660 году английские театры официально открылись после 18-летнего перерыва, вызванного пуританским протекторатом Кромвеля.

Театр на улице Линкольнз Инн открывался масштабным зрелищем - оперой "Осада Родоса". Небольшую роль евнуха Гали в ней играл никому не известный молодой актер по имени Джон Даунз.

Задник для постановки оперы "Осада Родоса" - правда, более ранней, в Рутланд-хаусе (май 1656 г)
Задник для постановки оперы "Осада Родоса" - правда, более ранней, в Рутланд-хаусе (май 1656 г)

В зале присутствовали Карл II и его брат герцог Йоркский. Когда Джон узнал об этом, его охватила нервная дрожь. Он так и не смог справиться с волнением и играл прескверно.

Бедняге дали второй шанс. Но на следующем спектакле его снова одолел невроз. Актер прямо-таки оцепенел, и публика прогнала его со сцены свистками и шиканьем.

Если бы это было в наши дни - как знать, возможно, Джон получил бы квалифицированную психологическую помощь и даже вошел в память немногочисленных потомков под именем "а был такой актер, то ли Доунз, то ли Даунз, в церковно-приходской книге написано, что женился на мисс Такой-то и имел двух детей, но это неточно".

Но тогда современной медицины не было, антидепрессантов не изобрели, детских травм разбирать не то что не умели, а даже и не собирались (ну реально, не умер в три года от водянки — и у тебя детские травмы? Сириозли?). А самостоятельно преодолеть страх, судя по всему, Даунз так и не смог. Так что актерская карьера для Джона закрылась навсегда.

Опера "Ариадна". Английская постановка 1674 года
Опера "Ариадна". Английская постановка 1674 года

— Что же нам делать с тобою, Джон? - вероятно, спросили более стрессоустойчивые коллеги.

Джон и сам не знал, но уходить из цеха ему не хотелось. Он фанатично любил театр.

И тут ему сказочно, необыкновенно повезло. Сэр Вильям Давенант предложил ему место, которое в театре того времени было буквально "козырным". Должность суфлера.

Сэр Вильям Давенант, возглавлявший театр на Линкольнз Инн (там размещалась Труппа Герцога, о которой я уже писала)
Сэр Вильям Давенант, возглавлявший театр на Линкольнз Инн (там размещалась Труппа Герцога, о которой я уже писала)

Если вы сейчас представили себе чахоточного человека в пыльной будке - о, как же вы ошибаетесь! В театре 17 века суфлер был буквально - всем. И звали его чаще всего не "подсказчиком" - prompter, а book-keeper - хранитель книг.

Именно у суфлера хранились полные экземляры пьес, бывших уникальным объектом авторского права (и именно его пытались зачастую подкупить конкуренты; поэтому суфлером становился человек непогрешимый, особо доверенное лицо, правая рука директора). Именно суфлер был в курсе всего, происходящего в труппе и со спектаклями в частности, и именно он координировал сценическое действие, выполняя фактически функции современного помощника режиссера.

(Кстати, суфлерской будки, как мы ее себе представляем, тогда тоже, вероятнее всего, не было; Даунз пишет о себе, что находился behind the scenes - за сценой. Можно трактовать это шире — "за кулисами", — но это уж точно не то же, что "под сценой").

Интерьер Театра Герцога
Интерьер Театра Герцога

Мы не знаем, каким актером был бы Даунз, но суфлером - это мы знаем точно - он был первоклассным. Откуда нам это известно? Минутку терпения!

Вплоть до 1706 года, то есть весь период Реставрации, Даунз служил в театре. В 1706 же он подал в отставку и засел дома. Впервые за долгое время Джону было нечем заняться. И тогда-то ему, вероятно, и пришла в голову мысль упорядочить воспоминания о годах беспорочной службы. Записать где-то, чем он занимался и что видел за 45 лет.

Даунз не был наделен большим писательским талантом. Зато у него оказалась недурная профессиональная память. И он воссоздал на бумаге репертуар Труппы Герцога и Труппы Короля за 45 лет со своими скупыми пометками и примечаниями. Труд этот он опубликовал в 1708 году под названием "Английский Росций, или историческое театральное обозрение" (Росций - легендарный древнеримский актер).

-6

И вот этот-то самый "Английский Росций" долгое время был одним из главных источников информации для историков английского театра Реставрации. Ведь он охватывал весь этот значимый и слабо задокументированный период (и кстати, именно тогда на британскую сцену пришли два важных явления: декорации и актрисы).

Есть в записях Даунза неточности, особенно в том, что касается дат: мудрено ли, учитывая, что "Английский Росций" вместил в себя воспоминания постфактум о 45-летнем периоде. И в то же время труд отличается скрупулезностью: перечислены спектакли, шедшие за эти годы, отмечено, сколько раз прошел каждый, какие пользовались большим и меньшим успехом у публики, кто из актеров был занят (воистину бесценнная информация для театроведов будущего!). Несмотря на субъективность Даунза, очень многие его личные замечания тоже оказались ценны и легли в основу значимых исследований.

Так, именно он, описывая игру знаменитого актера Томаса Беттертона, обмолвился, что Генриха VIII он играл в точности как при Шекспире, так как "его обучал мистер Уильям [Давенант], а того старый мистер Лоуэн, который получил эти указания от самого мистера Шекспира". И хотя само утверждение историки считают легендой, описания из "Английского Росция" позволяют сделать выводы об актерской технике и обучении актеров того времени.

Г. Кнеллер. Портрет Томаса Беттертона
Г. Кнеллер. Портрет Томаса Беттертона

От Даунза мы узнаем про некоторые переделки пьес (например, "Ромео и Джульетты" - в трагикомедию) и количество их постановок в оригинальном и переделанном виде.

Наконец, Даунз иногда нет-нет да и вспомнит смешную байку из былых времен. Излагает он их в несколько неуклюжем стиле, но это лишь придает его анекдотам прелести. Так, как раз в примечании к абзацу о постановке "Ромео и Джульетты" он пишет:

"В этой пьесе была ссора и драка между домом Капулетти и домом Париса [sic - М.Т.]; миссис Холден играла его [Капулетти] жену и влетала в спешке, крича: "О мой милый граф!". И вот она нечаянно пропустила букву "о" в слове count - "граф" - и выпалила его с такой горячностью, что весь театр разразился хохотом, рядом с которым Лондонский мост в час отлива показался бы объятым тишиной".

[Английское count без o действительно звучит очень неприлично; проще говоря, миссис Холден влетела на сцену с криком... хм... "О милая пипирка!". Простите, из песни слов не выкинешь].

Жизнь театра за почти полвека проходит перед нашими глазами благодаря Даунзу; мы узнаем много как важных, так и, казалось бы, малозначительных деталей, которые открывают нашим глазам целую эпоху. Благодаря ему нам известны имена не только актрис, но и последних мальчиков-актеров, игравших женщин в труппе Герцога сразу после открытия театра (Эдуард Кинастон, Джеймс Ноукс, Уильям Беттертон, юноши по фамилии Энджел, Мофли и Флойд). Он указывает даже тот факт, что несколько молодых актрис жили и столовались у директора театра сэра Давенанта (спокойно, друзья; они там проходили обучение, а не то, что вы подумали!).

Одним словом, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы не знаем, хорошим ли актером стал бы Джон Даунз, но его имя в итоге обессмертила не игра, а не очень большая, но крайне ценная книжечка (кстати, за ее первым изданием шла настоящая охота!). И театроведы уже не первый век говорят ему спасибо!

© Ольга Гурфова
--

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Путеводитель по всем публикациям - здесь. Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.