Что значат эти 3 буквы?
Initial public offering - первичное публичное размещение акций. IPO проводят акционерные компании, впервые привлекающие капитал на фондовом рынке путем продажи своих акций.
Сейчас рынок IPO на подьеме. Акции российского интернет-магазина Ozon в первый день выросли на 41%, сервиса краткосрочной аренды жилья Airbnb - на 142%, биотехнологической компании Berkeley Lights - на 197%. Казалось бы, вот она - "золотая жила"!
Однако не все так просто. Джон Батлер в книге «Успешные спекуляции на рынке акций» (1922 г.) написал про IPO так:
"Как правило, при первом листинге акции продаются намного дороже, чем вскоре после этого. Конечно, это не всегда правда. Это более вероятно, когда акции торгуются на очень активном рынке, когда на цены сильно влияет информационная поддержка. Высокая цена обычно связана с тем, что им уделяется повышенное внимание, и как только эффект от рекламы проходит, рыночная цена акций снижается.
Хорошее правило - никогда не покупать акции, которые брокеры рекомендуют вам покупать. Ваш собственный здравый смысл должен сказать вам, что акции, которые широко рекламируются брокерами, вероятно, будут продаваться по завышенной цене пока идет реклама, и упадут в цене, когда реклама прекратится.
Многие люди замечают это и думают, что могут получить прибыль, покупая, когда начинается реклама, и продавая, когда получают хорошую прибыль, но большинство из них теряют деньги. Акции могут не реагировать на продолжительную рекламу, или, если они все же продолжают рост, инвесторы могут слишком долго ждать перед продажей. Те, кто продают и получают 200% или 300% прибыли за очень короткое время, почти наверняка потеряют все, пытаясь повторить сделку. Многие из тех, кто читает это, знают на собственном опыте, что это правда.
Такие акции следует оставлять в стороне. Вы можете выиграть один или два раза, но вы обязательно проиграете, если будете продолжать в том же духе. Внутренняя стоимость многих таких акций существенно ниже цены предложения, и брокеры, которые их продвигают, зарабатывают деньги на потерях своих клиентов".
На мой взгляд, все изложено предельно ясно.
Статистика на диаграмме, которая показывает, что большинство акций после IPO в течение 5 лет падают более, чем на 50%, и лишь немногие приносят сотни процентов дохода.
Почему?
1. На IPO чаще выходят новые молодые компании, и далеко не всем из них удаётся стать прибыльными.
2. Цены на акции во время рекламной компании IPO сильно завышены, поэтому более разумные инвесторы готовы купить их позднее намного дешевле.
В общем, на IPO заработать можно, но крайне редко. Люди хотят слышать истории успеха, а обращать внимание на неудачи никто не хочет. Поэтому подводную часть айсберга - подавляющее большинство невыгодных для инвесторов IPO, рынок не видит в упор. Про неудачные размещения новости не пишут, а если и напишут, то читать их не будут. Потому что люди хотят верить в сказки.
А гарантированную прибыль от IPO получат только организаторы размещения и брокеры. За комиссию 5-10% от суммы проданных акций они продадут что угодно.
Конечно, бывают привлекательные IPO, когда продавец акций не взвинчивает цену, давая инвесторам возможность заработать. Но таких очень мало.
Поэтому я не участвую в #ipo так как анализировать здесь почти нечего (компании не имеют исторических показателей), а играть в лотерею - вырастет или нет - совсем не выигрышная стратегия.
А вы участвовали в IPO? Какой опыт?