Найти тему

Если вас назначили начальником школьного лагеря...

В жизни каждого учителя рано или поздно наступает момент, когда его вызывает директор и говорит, что, кроме него, больше некому, что все остальные уже вели летние лагеря. Что делать?

Я, как человек, который "отпахал" не одну лагерную смену, скажу честно: ничего страшного в лагерях нет. Много хлопот, конечно, доставляет документация, подготовка помещений к приемке Роспотребнадзором, ведение всяких журналов. Но, если директор уговаривает вас взять лагерь, сразу поставьте ему условие, чтобы различными меню, бракеражными журналами и закупкой продуктов занимался завхоз.

Остальная работа в лагере приятная. Вы можете даже обернуть 21 день летнего времяпрепровождения с детьми в неформальной обстановке в свою пользу.

Вот несколько советов бывалого.

Не занимайтесь лагерем формально. Напишите программу, которая вам будет интересна. Это возможность вам как педагогу выйти за рамки своего предмета. Если вы биолог, напишите программу, связанную, например, с экологией. Если историк - изучайте краеведение. Учитель русского или иностранного языков? Откройте лингвистический лагерь. Любая тематика найдет отклик среди своего контингента учеников. В разные годы я писала самые разные программы: от поискового движения до читай-лагеря. И все смены проходили на ура.

При планировании лагеря постарайтесь найти "изюминку". Ею может стать какой-то особый распорядок дня. Например, вы разделите день на дневные мероприятия (с серьезным уклоном) и вечёрки (развлекательные, спортивные, игровые). Или сделаете упор на экскурсии и походы, или на художественное творчество. А может быть, построите программу как игру с прохождением уровней от первого до последнего дня. Все зависит от вашей фантазии.

Восемьдесят процентов успеха зависит от команды, которую вы соберете вокруг себя. Не берите к себе в помощники случайных людей. Оцените своих коллег, подумайте, кто из них вам может пригодиться, с кем вы точно сойдетесь характерами. Обеспечьте им комфортные условия работы. Например, договоритесь работать посменно: одна бригада - с 9 до 13, вторая - с 13 до 17. Распределите обязанности: кто отвечает за учебные занятия, кто за спорт, кто за творческие мероприятия и т.д.

Если в вашей школе есть актив школьников, то не бойтесь привлекать к работе в лагере лидеров. Старшим детям очень нравится выполнять роль вожатых, и вам будет хорошая помощь.

Четко определите распорядок дня в лагере и придерживайтесь его всю смену. Дети должны точно знать, что в какое время происходит: когда завтрак, когда зарядка, когда время занятия, а когда подготовка к мероприятию.

Запомните! У детей не должно быть много свободного времени. Вы можете предоставить их самим себе (под присмотром издалека, конечно) максимум на 15-20 минут. Каждая минута в лагере должна быть наполнена какой-то деятельностью, только деятельность эта должна быть разнообразной и интересной. А то видела я такие лагеря, где дети предоставлены сами себе, бродят по спортплощадке, а учителя беседуют друг с другом, сидя на лавочках. Учитель в лагере не пастух. Он организатор и вдохновитель.

Не планируйте мероприятие более, чем на 40-60 минут. Детям станет скучно. Распределите лагерные события так, чтобы происходила смена видов деятельности. В первой половине дня лучше заниматься чем-то более серьезным, а вторую можно посвятить всяким активностям.

Однако дети не должны чувствовать ваш тотальный контроль. Большую часть дел поручайте им выполнять самостоятельно. Предоставьте им возможность делиться на команды, выбирать временных лидеров (лучше если каждый хотя бы раз за смену побудет командиром). Научите их самих проводить утренние зарядки, игры, мозговой штурм, репетиции, изготавливать декорации и костюмы. Не ставьте перед ними сразу сложные задачи. Помните, что к вам придут дети из разных классов, а вам за 21 день нужно сделать из них коллектив, а если повезет, почти семью.

Награждайте детей почаще. Мои ученики каждый день уходили из лагеря с грамотами. Обычно за день мы проводили два больших мероприятия (до обеда и после), и за каждое наиболее отличившимся давали грамоты. Не жалейте бумаги. Не надо ставить на них печать и подпись директора. Достаточно будет вашей подписи, но детям это важно - получить маленькое признание своих талантов.

А самое главное - не воспринимайте лагерь как каторгу. Расслабьтесь, почувствуйте себя не учителем, а вожатым. Пообщайтесь с детьми неофициально. Проведите этот месяц (не побоюсь этого слова) с кайфом.

Другие идеи для вашей работы на канале "Учительская мастерская".