Найти тему
МОЛИТВА И РАЗМЫШЛЕНИЕ

КНИГА «ПЕСНЯ ПЕСНЕЙ»

Это одна из самых таинственных книг Библии.

Некоторые комментаторы предлагали другое название книги: «Песни Песней», предполагая, что здесь собраны воедино несколько поэтических текстов, но мы будем придерживаться традиционного воззрения, что перед нами единая «Песня Песней». Такое название говорит о песне превосходнейшей, наилучшей среди всех других.

Существуют два направления толкования книги. Прежде всего, буквальное толкование, которое рассматривает отношения жениха и невесты и извлекает из них важные уроки для семейной жизни. Вторая школа толкует аллегорически. Так, иудеи видели в Суламите образ Израиля. Из христианских учителей этого направления первым был Ориген, вслед за которым множество других толкователей видели отношения жениха и невесты как отношения Христа и Церкви.

Суламиты – прообраз доброго Пастыря – Господа Иисуса.

При любом толковании книга учит нас зрелой любви. Зрелая любовь – это прежде всего открытый, честный, искренний эмоциональный обмен на высочайшем уровне. Людям в нашей стране особенно актуально учиться зрелой любви в семейной жизни.

Надо заметить, что ряд комментаторов в возлюбленном Суламиты видят не Соломона, а простого пастуха. Вот как девушка говорит о нем: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» (Песн.1:6). К богатейшему царю Соломону это вряд ли может иметь отношение. При таком толковании предложение Соломона о замужестве есть аллегория искушения души верующего богатствами этого мира, тогда как возлюбленный Суламиты – прообраз доброго Пастыря – Господа Иисуса.

Можно выделить три условных этапа отношений Суламиты и ее возлюбленного: помолвка (1:1-3:5), бракосочетание (3:6-4:16) и семейная жизнь (5:1-8:14).

1. Помолвка

Песню начинает невеста: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла» (Пес.1:4,5).

Еврейская поэзия полна образов и сравнений: завесы Соломона могут быть походными палатками царя темного цвета. Слово виноградник используется здесь в прямом и переносном смысле. Суломита стерегла виноградники братьев, а на заботу о своем «винограднике» – красоте и внешнем виде – времени не оставалось, поэтому она смугла.

«Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Пес.2:3-6).

Здесь очень сильное ожидание физической близости с возлюбленным. Суломита изнемогает от любви. Поэтому в следующем стихе, она, образно говоря, «нажимает на тормоза»: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно» (Пес.2:5-7).

Более точный перевод такой: «…не будите любовь, не будите, пока не захочет проснуться! (пока не пробудится, пока не пришло её время)» (Песн.3:5б РБО).

В семейных отношениях всегда есть место целомудрию, а особенно оно важно на первом этапе, когда отношения только начинают строиться и легко перейти ту интимную грань, которая позволительна только в браке.

«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями» (Пес.2:16). Они уже посвящены друг другу, однако, они еще не муж и жена.

3-я глава описывает сон невесты: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: "не видали ли вы того, которого любит душа моя?" Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей» (Пес.3:1-4).

Это сон, потому что было бы непристойным для благочестивой невесты искать жениха ночью по улицам города. Во сне она представляет то, что должно произойти между ней и ее мужем во «внутренних комнатах». Проснувшись, она опять проявляет целомудрие, обуздывая свои фантазии: «…не будите любовь, не будите, пока не пришло её время» (Пес.3:5).

Итак, целомудренные отношения до брака – очень важный аспект благословенной семейной жизни.

2. Бракосочетание

«Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника? Вот одр его - Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых» (Пес.3:6,7).

Описывается шествие невесты с её подругами и поезд царственного жениха. Если придерживаться того толкования, что возлюбленный Суламиты – простой пастух, тогда их бракосочетание происходит на фоне свадебного кортежа Соломона.

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними» (Пес.4:1,2).

Мы не видим здесь «постельной сцены». Зато видим, как красиво муж восторгается и восхищается молодой женой. Современным мужьям надо учиться открыто, а главное, искренне выражать свои чувства.

«Запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Пес.4:12). Это еще один текст о целомудрии невесты. Запертый сад и заключенный колодец – это образы ее девственности, невинности и чистоты.

Вот как целомудренно и поэтично говорит Песня Песней об интимных отношениях в браке: «садовый источник - колодезь живых вод и потоки с Ливана. Поднимись [ветер] с севера и принесись с юга, повей на сад мой, - и польются ароматы его! - Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (Песн.4:15,16).

3. Преодоление кризисов

Каждая семья проходит через трудности и кризисы.

«Я сплю, а сердце мое бодрствует; [вот], голос моего возлюбленного, который стучится: "отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои - ночною влагою". Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их? Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел» (Пес.5:2-6).

Возможно, возлюбленный задержался и пришел к ней очень поздно. Она проявляет определенную медлительность и некоторую обиду. В ответ он тоже обижается и уходит.

«Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви» (Пес.5:6-8).

Это одно из самых ярких библейских описаний настоящей любви. Божья любовь безусловна и не требует взаимности. Так и любовь Суламиты, которая в данной ситуации отвергнута, продолжает жить и действовать. Она изнемогает от любви даже после того, как была изранена и ограблена. Господь возлюбил нас такой же безусловной любовью, когда мы были еще грешниками (см. Рим. 5:8).

Заметим, как дорого им стоил этот конфликт – Суламита избита и изранена (скорее всего, речь идет о ее эмоциональном состоянии). Это реальность семейной жизни. Хорошо известно, что от проблем в отношениях мужа и жены страдают не только они, но и другие люди, а прежде всего – дети.

Они преодолевают конфликт с помощью взаимного посвящения друг другу: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне; он пасет между лилиями» (Пес.6:3).

По статистике, 75% браков можно было бы сохранить, если бы супруги проявили больше взаимного посвящения. Вот неутешительная статистика частоты разводов по странам мира в 2020 году: (1) Люксембург 87%, (2) Испания 65%, (3) Франция 55%, (4) Россия 51%, (5) США 46%. Люди в этих странах особенно нуждаются в откровениях Песни Песней!

Если бы люди были более посвященными друг другу, статистика была бы совсем иной… К сожалению, для многих даже верующих людей слова брачной клятвы «пока смерть не разлучит нас» остаются просто словами…

Другим очень серьезным испытанием для отношений Суламиты с ее возлюбленным явилось увлечение ею великим Соломоном: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и - превознесли ее, царицы и наложницы, и - восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Пес.6:8-10).

Это можно истолковать как ухаживания Соломона, который был кошмарным многоженцем. Суламита отвергает все ухаживания царя. Также душа верующего должна осознавать, что ценности, предлагаемые миром в обмен на верность Господу, крайне лукавые, обманчивые и преходящие, тогда как Божья любовь – это вечная жизнь.

Третий и последний стих о целомудрии Суламиты встречается в 8-й главе: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно («…не будите любовь, не будите, пока не пришло её время»)» (Пес.8:4).

В семейной жизни всегда есть место верности, целомудрию и тактичности по отношению к окружающим людям. Настоящая любовь не бесчинствует, то есть думает не только о себе, но и об окружающих.

«Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем» (Пес.8:7).

Это последнее в этой книге прославление безусловной любви. Суламита решительно отвергает богатства Соломона ради любви. Если мы принимаем Божью любовь, мы не можем не любить Бога, супруга и Церковь! Люди не любят, потому что не получили или не научились ценить настоящую Любовь…

«Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести - стерегущим плоды его» (Песн.8:11,12).

Суламита не прельстилась богатствами Соломона, которому она оставляет доходы от виноградника, у нее, однако, остался другой «виноградник» - ее возлюбленный, к которому обращены последние слова книги: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!» (Пес.8:14).

Молодая жена хочет остаться наедине с мужем и конечно желание это обоюдное. Суламита приглашает возлюбленного не идти, а бежать ей на встречу. Это последние слова той «неуловимой загадки, предложенной человеческому духу Духом Абсолютным в Песне Песней» (проф. А. А. Олесницкий).

Иллюстрация с сайта augurybooks.com
Иллюстрация с сайта augurybooks.com

Жду Вас в комментариях. Ваша оценка моей работы мотивирует меня на дальнейшее развитие блога. Храни Вас Господь!

Поддержите служение детям сиротам