Найти тему
Не только мама

Воспитание по методу Никитиных или Макаренко. В чем подвох. Продолжение.

Начало здесь.

Итак, семья Никитиных. Никитин считал себя неким последователем Макаренко, но его система получилась абсолютно противоположной. Так, если в основе воспитания по Макаренко лежит коллектив и дисциплина, цель, осознанность и преодоление, самоуправление и трудовое воспитание, то в системе Никитиных дети сами выбирают, чем и когда им заниматься, но этот выбор им предлагают родители. Плюс закаливание, раннее развитие и специальные интеллектуальные игры. Казалось бы, идеальный вариант. А особенно впечатляет сторонников такой методики то, что дети семьи Никитиных уже лет с 4-х занимались алгеброй, причем по своему желанию. Круто же?

http://visualrian.ru/images/old_preview/284/86/2848630_preview.jpg
http://visualrian.ru/images/old_preview/284/86/2848630_preview.jpg

А я прежде, чем последовать такому замечательному примеру, задаю вопрос себе - а хотела бы я так жить? Вот как они, бегать босиком по снегу, развесить дома учебные пособия, есть что придется, научить своего 6-летку вычислять тангенс угла? Неееет!

Не хочу я так жить! Я комфорт люблю. Я и гулять-то в мороз не выйду, а уж закаливание это вообще не про меня. Или сама буду в шубе, а дети в труселях? А дом? Завесить все стены в доме наглядными пособиями? Нет, нет и нет! Тем более что некоторый опыт в этом отношении все же есть. Полтора года у нас на стене висела политическая карта мира - дырку на обоях загораживала. Думаете, дети выучили все страны и столицы? Ничего подобного! Иногда интересовались, но в целом не впечатлились. Ободрали эту карту в конце концов со всех сторон, пришлось выбросить. А еда? Никитины придерживались самого скромного питания, а дети ели тогда, когда сами хотели. Ну нет, я росла в 90-е, мне скромного питания хватило, я люблю вкусненькое. И детей знакомлю с разными блюдами и интересными вкусовыми сочетаниями, с традициями кухни разных стран. Ничего плохого в этом не вижу, только плюсы. И да, кормить всех стараюсь в одно время, а убирают со стола потом дежурные. Я уже писала, почему нам удобно так, а не иначе. Ну как удобно... относительно.

Ну вот, мать-лентяйка получилась - такая шикарная возможность была вырастить чудо-детей, вычисляющих интегралы в дошкольном возрасте... Вот только зачем?

Вот правда - зачем дошкольнику алгебра? Я не против алгебры как таковой, я ее даже люблю, тем более что я репетитор по этому предмету. Но ребенку для дальнейшей жизни вполне достаточно тех знаний, которые дают в школе и ВУЗе. Ну освоит мой ребенок эту дисциплину раньше других - и что? Как это ему пригодится в жизни? Подозреваю, что никак. Скорее наоборот, потому что это обучение будет в ущерб чему-то другому, не менее важному. Дошкольники - они в принципе не ленивые. Они готовы постоянно что-то узнавать. Впитывают информацию как губка - а вот какой будет эта информация: изучение пособий и таблиц, просмотр обучающих программ, интересные беседы, просмотр фильмов и передач, чтение книг или спортивные занятия, а может, что-то другое - это уж кому как хочется.

Мне важно, чтобы ко взрослой жизни дети научились обслужить себя, обеспечить себя, защитить себя, развлечь себя. Какую роль во всем этом играет математика? Не такую уж большую. Как и остальные моменты в воспитании по методу Никитиных, на которых обращается особое внимание. А я против крайностей. Кстати, в семье Никитиных детей не принято было заставлять помогать - только просить. А я в целом против того, чтобы глобально разделять жизнь детей и взрослых. Если у взрослых есть обязанности, то и у детей они должны быть - это их роль в семье, это их вклад, их подготовка ко взрослой жизни и обучение взаимодействию в разных социальных ролях. И если у родителей есть право на отдых, развлечения, друзей, на гаджеты, да на тот же дзен хотя бы - то и ребенок, хоть и дозированно, но должен получать вот это все, а не быть подопытным кроликом.

Ну вот Витька мой получил старый бабушкин телефон на растерзание - пока что без сим-карты. Изучил его уже вдоль и поперек, не выпускает его из рук, говорит только о нем. Фи, гаджет, скажете? Лучше бы лишний раз головоломки порешал? Но это часть жизни, достаточно важная, без телефонов сейчас никак, поэтому в данный момент этот опыт для ребенка важнее головоломок. Алешка же бредит роботами - он их из конструкторов собирает, рисует, лепит, мультики про них готов засмотреть до дыр. Глупо? А ему нравится. И почему бы и нет, робототехника сейчас нужна. Фи, мультики? А Таня рисует мультики, выдумывает своих героев, получается красиво и интересно. Подружки эти рисунки выпрашивают.

Зачем изобретать что-то особенное в воспитании, если сама жизнь диктует поступать так, как считаете нужным сами? Если жизнь сама по себе меняется так быстро, что оценить систему воспитания раньше, чем она устареет - невозможно.