НАМИ-053 - представляет собой автобус с газотурбинным двигателем. Второе название проекта ТурбоНАМИ-053. Подобные двигатели преимущественно используются в авиации.
Ряд автопроизводителей проводил свои опыты по созданию автомобиля с газотурбинным силовым агрегатом.
Этот аппарат и мотор были построены НАМИ в 1959 году. Оригинальная коробка переключения передач была разработана специалистами ЗИЛ под этот проект. Кузов достался от серийного автобуса ЗИЛ-127 предназначенного для междугородних перевозок.
Из-за большого количества установленного измерительного оборудования в салоне осталось только 10 мест.
Силовой агрегат установлен сзади. Он представляет собой турбокомпрессор с камерой сгорания и тяговой турбиной. Двигатель служил в качестве газогенератора. Горячий воздух в свою очередь подавался в тяговую турбину.
Отсутствие жёсткой связи исключало остановку двигателя при большой нагрузке. Такая схема позволяла получить хорошую тягу. Всё вспомогательное оборудование работает от компрессора.
Газотурбинный двигатель не любит пыль. Поэтому конструкторы приняли решение установить воздухозаборник на крыше. Газотурбинный мотор был значительно меньше штатного дизельного двигателя ЯАЗ -206 (180 л.с.) при этом развивал мощность в 350 лошадиных сил.
Между КПП и тяговой турбиной был установлен планетарный редуктор, снижавший обороты с 17 тысяч до "автомобильных" трёх тысяч оборотов. Коробка переключения передач была механической, двухступенчатой и в ней отсутствовала нейтральная передача. Скорость переключалась рукояткой на щитке приборов, которая в свою очередь управляла электровоздушным клапаном. От сцепления также пришлось отказаться.
Это связано с тем, что ГТД при отсутствии нагрузки может раскручиваться до больших оборотов, что могло привести к разрушению турбины. Поэтому переключение передач происходило без разгрузки мотора. Педали было всего две тормоз и газ.
Аппарат имел максимальную скорость в 160 километров в час при весе в 13 тонн. Серийный ЗИЛ-127 имел максимальную скорость около 100 километров в час. Привод шёл на задние колёса.
Преимущества ГТД в том, что такой агрегат способен работать на разных видах топлива. Тестовый пробег составил 5 тысяч километров. В качестве топлива использовали: керосин, бензин и дизель. Мотор одинаково хорошо показал себя как в жаркую погоду, так и зимой.
Благодаря быстрому прогреву силового агрегата зимой салон быстро набирал комфортную температуру.
В испытаниях несмотря на разные режимы работы двигателя от минимальных оборотов до максимальных силовой агрегат благодаря своей простоте показал высокий уровень надёжности. Также к плюсам можно отнести низкий уровень вибраций и отсутствие дыма.
Однако не обошлось без недостатков. Расход топлива оказался высоким. Особенно в условиях города. Одним из преимуществ этого двигателя считалось отсутствие необходимости в водяном охлаждении. Однако по итогу испытаний было выявлено, что в городе из-за невысокой скорости двигатель всё же перегревался.
Также к минусам можно отнести отсутствие возможности торможения двигателем. Это приводило к быстрому износу тормозов.
К сожалению, этот уникальный автобус с газотурбинным двигателем не сохранился до наших дней.