Найти в Дзене
СамАвто

Русские инженеры сумели собрать уникальный автобус с двигателем от самолёта. Показываю, как выглядит этот аппарат

НАМИ-053 - представляет собой автобус с газотурбинным двигателем. Второе название проекта ТурбоНАМИ-053. Подобные двигатели преимущественно используются в авиации.

Ряд автопроизводителей проводил свои опыты по созданию автомобиля с газотурбинным силовым агрегатом.

Этот аппарат и мотор были построены НАМИ в 1959 году. Оригинальная коробка переключения передач была разработана специалистами ЗИЛ под этот проект. Кузов достался от серийного автобуса ЗИЛ-127 предназначенного для междугородних перевозок.

Из-за большого количества установленного измерительного оборудования в салоне осталось только 10 мест.

-2

Силовой агрегат установлен сзади. Он представляет собой турбокомпрессор с камерой сгорания и тяговой турбиной. Двигатель служил в качестве газогенератора. Горячий воздух в свою очередь подавался в тяговую турбину.

Отсутствие жёсткой связи исключало остановку двигателя при большой нагрузке. Такая схема позволяла получить хорошую тягу. Всё вспомогательное оборудование работает от компрессора.

-3

Газотурбинный двигатель не любит пыль. Поэтому конструкторы приняли решение установить воздухозаборник на крыше. Газотурбинный мотор был значительно меньше штатного дизельного двигателя ЯАЗ -206 (180 л.с.) при этом развивал мощность в 350 лошадиных сил.

Между КПП и тяговой турбиной был установлен планетарный редуктор, снижавший обороты с 17 тысяч до "автомобильных" трёх тысяч оборотов. Коробка переключения передач была механической, двухступенчатой и в ней отсутствовала нейтральная передача. Скорость переключалась рукояткой на щитке приборов, которая в свою очередь управляла электровоздушным клапаном. От сцепления также пришлось отказаться.

-4

Это связано с тем, что ГТД при отсутствии нагрузки может раскручиваться до больших оборотов, что могло привести к разрушению турбины. Поэтому переключение передач происходило без разгрузки мотора. Педали было всего две тормоз и газ.

Аппарат имел максимальную скорость в 160 километров в час при весе в 13 тонн. Серийный ЗИЛ-127 имел максимальную скорость около 100 километров в час. Привод шёл на задние колёса.

-5

Преимущества ГТД в том, что такой агрегат способен работать на разных видах топлива. Тестовый пробег составил 5 тысяч километров. В качестве топлива использовали: керосин, бензин и дизель. Мотор одинаково хорошо показал себя как в жаркую погоду, так и зимой.
Благодаря быстрому прогреву силового агрегата зимой салон быстро набирал комфортную температуру.

В испытаниях несмотря на разные режимы работы двигателя от минимальных оборотов до максимальных силовой агрегат благодаря своей простоте показал высокий уровень надёжности. Также к плюсам можно отнести низкий уровень вибраций и отсутствие дыма.

-6

Однако не обошлось без недостатков. Расход топлива оказался высоким. Особенно в условиях города. Одним из преимуществ этого двигателя считалось отсутствие необходимости в водяном охлаждении. Однако по итогу испытаний было выявлено, что в городе из-за невысокой скорости двигатель всё же перегревался.

Также к минусам можно отнести отсутствие возможности торможения двигателем. Это приводило к быстрому износу тормозов.

К сожалению, этот уникальный автобус с газотурбинным двигателем не сохранился до наших дней.

-7

=>Подпишитесь на наш канал - СамАвто<=