После прошлой статьи было много разговоров о том, что все рассказы о средневековых гигиенических привычках европейцев это хула и поругание несчастных, причем незаслуженное. При этом в качестве аргументов обычно приводятся многочисленные изображения различных гигиенических приспособлений и наличие общественных бань.
Прежде всего хочу объяснить, что действительно вплоть до XV века бани были практически везде, благодаря чему европейцы обычно мылись 2-3 раза в году. А вот позже в связи с распространением эпидемий и таких заболеваний, как сифилис, бани стали считать рассадником инфекций и повсеместно закрывали.
Ванны стояли во многих дорогих домах и даже гостиницах. Но позволить себе такое удовольствие могли только зажиточные люди и богатые путники. Ведь нужно было сначала найти дорогую чистую воду, потом нагреть ее (а это ценные дрова и уголь), натаскать ее в ванну, а потом вычерпать из ванной и вынести на улицу или вылить в окно.
Сами понимаете, что делать это регулярно, хотя бы раз в месяц, позволяли себе только те, у кого было достаточно слуг и денег для этого. Основная масса людей ванну за всю жизнь в глаза ни разу не видела.
Ну, и религиозные фанатики тоже внесли свою лепту в то, что в XVII-XVIII веках гигиена была практически уничтожена. Церковь считала, что человек должен больше заботиться о чистоте душевной, нежели о телесной. Омовение воспринималось исключительно как медицинская процедура и потому ассоциировалось больше с болезнями, чем с ежедневной гигиеной.
Первый унитаз был изобретен еще в 1596 году сэром Джоном Харингтоном специально для английской королевы Елизаветы I. Но так как в домах не было ни водопровода, ни канализации, унитазы не имели распространения еще очень долго и считались предметом роскоши. Беднота попросту вываливала содержимое ночных ваз прямо в окно.
Рассказывают, что широкополые шляпы вошли в моду именно из-за того, что можно было в любой момент на любой улице попасть под льющийся из какого-нибудь окна золотой дождь. Шляпа хоть как-то спасала от контакта нечистот с лицом.
Специальными указами горожан обязывали перед «артобстрелом» трижды кричать «осторожно, вода!» (хоть мы и понимаем, что воды там было меньше всего). Но не все жители строго следовали указам и не все путники могли вовремя отскочить, причем в удачном направлении.
Характерное широкое красивое движение при снимании и размахивании у ног широкополой шляпой в качестве приветствия было обусловлено тем, что с нее попросту стряхивались налипшие нечистоты. Да и само снятие шляпы при встрече с уважаемыми кавалерами и дамами в эти годы объяснялось не столько высоким этикетом, сколько стремлением не тыкать грязными полями шляпы в лицо собеседнику во время близкой беседы.
Собственный унитаз был не только у английской королевы, конечно. Великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короля Франсуа I, был так поражен окружающей действительностью, что спешно спроектировал для монарха туалет с водосливом. Правда, отсутствие водопровода и канализации сделали это великое открытие (как и многие другие, которые породил гений Леонардо) слишком опередившим время.
Был свой унитаз и у Людовика XIV, причем последний так им гордился, что иногда принимал гостей, сидя на нем, а те смотрели на эту диковинку (я про унитаз) с огромным удивлением.
Сам акт удовлетворения естественных позывов организма в те времена вообще не считался каким-то таинством. Причем настолько, что даже в самых пышных и богато устроенных дворцах не было ни одного общественного туалета.
Личные были! Жильцы пользовались ночными вазами и потайными комнатами, а гости совершенно не утруждали себя длинными переходами по коридорам дворцов с выходом на улицу. Все срочные и не очень срочные дела решались прямо за плотными портьерами, в темных углах, куда не сильно бил свет от горящих свечей, а частенько и на парадной лестнице.
Гостей на балах и разных других многочисленных торжествах было очень много (иногда не десятки, а сотни человек и более), так что масштабы бедствия сложно было переоценить, даже если всех заставить совершать таинства под кустами вокруг дворца.
Именно поэтому появилась мода на летние и зимние дворцы. Через несколько месяцев жить в таком дворце становилось невыносимо, и дворцы каждый сезон нужно было менять.
Считается, что духи изобрели во Франции именно для того, чтобы заглушить повсеместное зловоние. На самом деле, это, конечно, не так. Ароматические смеси использовались еще в древнем Египте, а дистилляцию, возгонку и изготовление духов арабы освоили гораздо раньше, чем французы.
Но именно французы развили эту индустрию до неимоверных высот как раз потому, что так пытались заглушить удушающее зловоние в городах и частично избавиться от эпидемий.
Было замечено, что парфюмеры и люди, которые трудились в этой сфере, гораздо меньше болели и умирали от многочисленных инфекций. Это объясняли божественной силой ароматов, а сочетаниями запахов пробовали даже лечить разные болезни и управлять людьми. Вспомните книгу и фильм «Парфюмер», там и про запахи в Париже, и про сверхъестественную силу духов очень много и красиво рассказано.
На самом деле, конечно же, ничего сверхъестественного в духах нет. Просто резкие запахи (эссенции, уксус, камфара и другие летучие вещества, с которыми работали парфюмеры) отпугивали бродячих животных и насекомых, в том числе многочисленных блох, которые являлись переносчиками инфекций. Парфюмеров куда реже кусали, вот они гораздо реже и болели.
Блохи, кстати, были такой огромной проблемой, что дамы носили под пышными юбками специальные ловушки для блох, ибо почесать укушенное место в таком платье нереально, а ощущения от укусов были не самые приятные. Кавалеры располагали между рубашками и жилетами мешочки с ароматическими травами, отпугивающими насекомых.
Специальные палки-чесалки из драгоценных металлов и отдельный паж, в обязанности которого входила ловля блох на теле хозяина, изрядно дополняют и оттеняют облик средневековой знати.
Именно из-за блох в моду вошли парики. Голову приходилось брить наголо, иначе от блох было не избавиться, потому парики служили выходом из положения. В пышные парики в качестве приманки для блох закладывали кусочки меха, пропитанные кровью. Иногда это помогало, а иногда в таких париках заводились мыши.
Появившееся в XVIII веке нижнее белье не улучшило ситуацию. Люди только обрадовались, что теперь можно реже стирать дорогую одежду, а белье было стирать легче. Мыться чаще не стали. Особой популярностью пользовалось шелковое белье. И не за красоту, как многие могли бы подумать (под одеждой особо не разглядеть), а за то, что в таком белье редко водятся блохи. На абсолютно гладкой скользкой поверхности им просто не удержаться.
В России большие города тоже не розами пахли, если честно. Но привычку мыться по субботам имели очень многие. Читал я где-то, что Людовик XIV, который сам мылся пару раз в жизни, как-то даже подсылал к Меншикову шпионов, чтобы выяснить, чем занимается светлейший князь в бане каждую неделю. Монарх просто не мог себе представить, чтобы нормальный цивилизованный человек, каким король-солнце безусловно считал себя, мог заниматься подобными глупостями добровольно и так часто.
Думаю, что и в Средние века, конечно, бывали люди, которые любили воду (королева Елизавета I мылась каждый месяц по расписанию, к примеру). Равно как и сейчас есть люди, к услугам которых и водопровод, и канализация, и прочие гигиенические блага, но эти люди моются раз в месяц и пахнут, как средневековый крестьянин. Но в целом нужно очень ценить наше время, ибо лично мне бы очень не хотелось родиться на пару веков раньше и быть французским горожанином без ванны, туалета и душевой комнаты. Бррррр…