Приветствую вас друзья! Танк который весьма недолго успел послужить в родной армии, волею судьбы оказался обречен служить не просто под чужим, а под вражеским флагом.
В 1934 году командованием французской армии было сформировано техническое задание на создание нового танка. В нём предусматривались следующие требования: боевая масса 13 тон, толщина лобовой брони до 40 миллиметров, скорость хода не менее 30 км/ч и экипаж из 3 человек. Основным вооружением должна была стать пушка калибром до 47 мм. Поскольку танк предназначался для взаимодействия с кавалерией запас хода должен был составлять не менее 200 километров хода по шоссе или пять часов по пересеченной местности. Контракт на разработку проекта и создание опытного образца танка был заключен с фирмой SOMUA в октябре 1934 года.
Фирма не подвела - прототип танка был готов к испытаниям уже через семь месяцев после заключения контракта. В июле прошли его испытания. В целом танк соответствовал выдвинутым требованиям, хотя у приёмной комиссии возникли замечания к моторно-трансмиссионной группе. До декабря производили устранение выявленных недостатков, причем не особо успешно. Затем прошли повторные испытания и военными был выдан заказ на постройку установочной партии из 50 машин.
Первые четыре машины были переданы 4-му кирасирскому полку для опытной эксплуатации в январе 1936 года. Параллельно с этим ещё один танк с июля 1936 по март 1937 года проходил всесторонние полигонные испытания, по результатам которых были существенно доработаны трансмиссия, система вентиляции боевого отделения и конструкция гусениц. Только после всех этих усовершенствований танк был принят на вооружение кавалерийских частей в 1938 году.
Корпус и башня танка, впервые в истории мирового танкостроения, изготавливались методом литья.
Корпус состоял из четырех крупногабаритных деталей соединяемых между собой болтами: две нижних образовывали т.н. "ванну", где устанавливались основные механизмы и агрегаты танка, а две верхних соответственно нос и корму. Башня отливалась целиком.
Компоновка танка классическая: впереди отделение управления, затем боевое отделение с орудийной башней и довольно протяженный моторно-трансмиссионный отсек.
В носовой части слева размещался механик-водитель, справа было место радиста. Забегая вперед - радиостанции на S.35 во французской армии так и не были установлены до самого разгрома в 1940 году. Командир танка, он же наводчик, он же заряжающий, размещался в одноместной орудийной башне. Для наблюдения за полем боя на крыше башни была смонтирована командирская башенка, в которой имелись смотровой люк с наблюдательным прибором, смотровые щель и два отверстия, которые закрывались бронезаслонками.
Башня имела электропривод вращения, который, на случай выхода из строя, дублировался ручным приводом. В башне устанавливались 47 -мм пушка и 7,5 мм пулемет "Шательро". Пушка и пулемет устанавливались в раздельных масках, которые имели возможность одновременно наводиться на цель.
Посадка и высадка экипажа осуществлялась через люк в левом борту корпуса. В лобовом листе размещались два смотровых люка с приборами наблюдения.
Танк оснащался V-образным восьмицилиндровым карбюраторным двигателем с водяным охлаждением мощность в 190 л. с. и пятискоростной механической коробкой передач. Топливных баков два: основной на 310 литров и резервный на 100 литров.Топливные баки имели защиту из резины специальной ткани и проволочной сетки, которая уменьшала вероятность утечки и возгорания при пробитии. Кроме того на правом борту предусматривались крепления для четырех дополнительных топливных баков. В моторном отсеке была установлена система автоматического пожаротушения - новинка того времени.
В 1940 году была разработана модификация танка под обозначением S.40. На нем устанавливался двигатель мощностью 220 л.с., корпус вместо болтов собирался методом сварки и была несколько изменена ходовая часть. Было построено несколько экземпляров.
К началу Второй мировой войны было построено 270 танков S.35, из которых только 191 машина находилась в войсках. Ими были вооружены полки механизированной кавалерии в трех легких механизированных дивизиях. В состав каждого такого полка входило 48 машин. Ещё 50 танков находилось в Тунисе в составе 6 легкой кавалерийской дивизии.
Когда начались активные боевые действия танки S.35, несмотря на свое превосходство над немецкими машинами в бронировании и вооружении, ничем себя особенно не проявили. В первую очередь это связано с неверной тактикой использования танков французскими военачальниками: в отличие от своих немецких коллег, которые стремились создавать ударный кулак из танковых частей и применяли бронетехнику массировано они по-эскадронно распылили свои танковые полки между действующими пехотными соединениями. Кроме того подготовка экипажей оставляла желать много лучшего, что тоже внесло свою лепту в печальный для Франции итог кампании 1940 года.
Перед началом активных боевых действий все три легкие дивизии были переброшены в Бельгию для отражения немецкого наступления. 1-ю моторизованную легкую дивизию придали 7-й армии, наступление которой она должна была поддерживать.12 мая она вступила в бой с немецкой 9-й танковой дивизией, но в связи с отступлением бельгийских войск вынуждена была отойти в направлении Антверпен -Валансьен. Более ничего примечательного с ней не происходило.
Две остальные (2-я и 3-я) дивизии были объединены в 1-й Механизированный кавалерийский корпус. Корпус под командованием генерала Приу вступил в контакт с немецким 16-м танковым корпусом в районе Анню-Жамблу. 12-14 мая французские части, располагавшие 74 танками S-35, 87 танками Н-35 и 40 танками AMR, вели бой с немецкими танками из 3-й и 4-й танковых дивизий. Итогом тяжелого боя стали 64 уничтоженных гитлеровских танка. Корпус задержал продвижение противника на два дня, а затем был расформирован. Дивизии корпуса распределили между пехотными корпусами.Командующие этих корпусов, в свою очередь, разделили легкие дивизии на части и усилили этими частями пехотные дивизии. Раздробленные механизированные части уже не смогли сыграть заметной роли в войне.Пожалуй это было самое заметное событие в службе S.35 под французскими знаменами.
После капитуляции французов 297 танков S.35 досталось Германии. Правда небольшое количество немцы всё же оставили правительству Виши: 23 машины были направлены во 2-й эскадрон 1-го полка африканских стрелков. Эскадрон некоторое время действовал вместе с корпусом Роммеля в Северной Африке, но затем когда к 1943 году перспективы немцев на победу свелись к нулю быстренько перешел на сторону Сражающейся Франции.
В 1941 году 32 танка были переданы Италии. Там из них сформировали батальон, который намеревались отправить в Северную Африку, но затем он попал на Сицилию, где и сдался союзникам.
Ещё 6 или 7 танков отправили болгарам, но затем в следующем году немцы их забрали обратно и отправили в Югославию для борьбы с партизанами Тито. Ещё 2 танка испытывались в Венгрии.
Большая же часть трофеев попала на службу в вермахт. Там они получили обозначение Pz.Kpwf 35s (f). В танковых частях панцерваффе машину приняли хорошо и даже несколько модернизировали: была установлена новая командирская башенка с двухстворчатым люком, наконец-то появилась радиостанция - германская Fu-5. В экипаж добавили заряжающего, что хоть немного, но разгрузило командира от его многочисленных обязанностей. Танки поступили на вооружение 100-го и 202-204 танковых полков вермахта и нескольких отдельных танковых батальонов (№№202-206, 211-214 и 223). Больше половины этих частей дислоцировались во Франции.
60 танков переоборудовали в тягачи, демонтировав башню, а еще пятнадцать поступило на вооружение бронепоездов для усиления десантных групп.
Танки приписанные к PanzerZug №28 участвовали в штурме Брестской крепости, где один из них был подбит ручной гранатой у Северных ворот, а второй там же получил повреждения от огня советской зенитки. Ещё одному удалось прорваться во двор цитадели где он был подбит нашими бойцами из 333-го стрелкового полка. Два танка немцам удалось эвакуировать и ввести в строй, после чего они использовали их для штурма Восточного форта крепости 27 июня 1941 года. На бронепоездах танки служили до 1943 года.
Некоторое количество танков было передано различным формирования, которые вели борьбу с партизанами и занимались охраной тыловых объектов.
Оставшиеся во Франции S.35, после высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года частью были уничтожены в ходе боев, частью вновь попали под знамена французской армии и участвовали в январе апреле 1945 года в разгроме и уничтожении немецкой группировки в районе Ру айана, а позже вошли в Париж.
На момент своего появления и вплоть до начала Второй мировой войны Somua S.35 был вполне современной машиной: хорошее бронирование, вполне нормальная пушка и приличная подвижность позволяли ему успешно противостоять танкам Вермахта. Единственной немецкой машиной способной с ним потягаться был Pz IV. Но во время французской компании их у немцев был не так много. Пожалуй самым крупным его недостатками были тесная одноместная башня, из-за чего командир был вынужден совмещать свои обязанности с функциями наводчика и заряжающего, а также недостаточная мощность двигателя. Ну а если касаться его "биографии", то, как известно, техника не бывает ни злой ни доброй. И не вина танка, что ему пришлось служить во вражеской армии. В этом целиком и полностью виноваты французские генералы и политики.
Источники: М.Б. Барятинский "Французская бронетехника Второй мировой. Танки,самоходки, бронемашины", Ю. Спасибухов "Французские танки Второй мировой войны (часть 1)/Бронеколлекция №3-2004, Tornado Publications "Бронетехника Франции 1940 г.", Г. Холявский "Энциклопедия танков".
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!