- Тема Ричарда Дадда, его несчастная судьба и его пленительное искусство никак меня не отпускают. А так как имена Дадда и Меркьюри связаны не только в моем представлении, я думаю, что еще одна публикация на ту же тему будет не лишней. На этот раз о Queen и о Дадде выскажется Нил Гейман. Далее мы дадим слово Николасу Тромансу, ведущему авторитету по Ричарду Дадду, а напоследок я представляю вам одну сумасшедшую идею (не мою) – ну, что делать, тема позволяет!
https://www.bbc.co.uk/sounds/play/p01bjcc1
Нил Гейман
"Я одержим ею, и я одержим ею так, как никаким другим произведением искусства. Когда я нахожусь в Лондоне, я иду в галерею Тейт и смотрю на нее.
Должно быть я впервые встретился с FFMS (здесь и далее Fairy Feller's Master Stroke ) на вкладыше в диск альбом Queen, на котором был трек под названием FFMS и репродукция. Я помню, как прочел книгу с фотографиями сумасшедших викторианских времен. Там и была фотография Ричарда Дадда, сделанная в Бедламе. Уставившись на нас слегка расфокусированным взглядом, перед холстом с, я думаю, «Брак Оберона и Титании» (На самом деле на холсте перед Даддом «Противоречие» - сцена ссоры между Титанией и Обероном) на нас смотрит сам Дадд. Этот образ стал для меня настоящим наваждением! И я решил пойти в Тейт и увидеть картину собственными глазами.
Первое, что меня поразило, это то, что картина на самом деле довольно маленькая. Когда ты видишь репродукцию картины, то сразу бросается в глаза, что она настолько наполнена персонажами, она просто кишит жизнью, и возникает впечатление, что она, должно быть, размером футов шесть. Но нет – она очень-очень маленькая. Первое, что бросается в глаза, это великолепно написанные маргаритки. А затем, как странная и причудливая процессия, не сознавая масштаба – насколько они большие или маленькие на этой картине – перед нами проходят аристократы, короли и королевы, волшебник как бы парящий над травой, и прямо спиной к нам на первом плане Волшебный дровосек вот-вот расколет орех, он вот-вот опустит свой молот или топор на орех.
Я говорю молот или топор по той причине, что несмотря на то, что картина рисовалась 9 лет, он, как и большая часть картины, остались незаконченными.
Вопрос ведущего программы
если кто-нибудь когда-то спросит в какой-то викторине, какая связь между Нилом Гейманом и членами группы Queen , то правильный ответ будет – то, что они проводят много времени в галерее, глядя на эту картину. Потому что Фредди Меркьюри, написавший эту песню, тоже был до определенной степени одержим этой картиной не меньше вашего. Во время записи он часто водил членов группы посмотреть на нее.
Нил Гейман
Я верю в это, потому что эта картина одна из немногих, которую нельзя рассмотреть на репродукции. Когда я первый раз вышел из галереи, я тотчас же пошел и купил ее репродукцию. Я был неприятно удивлен, увидев, как мало из того, что меня влекло и притягивало свой красотой с этой крошечной неоконченной картины реально смогло быть отображено на прекрасной и качественной репродукции. Так многое было потеряно, мазки кисти, многослойность. Я вспоминаю, что изображения на шляпе этого персонажа – это крошечные-крошечные феи. А затем ты смотришь на картину и понимаешь, что их самой ее глубины на тебя кто-то уставился. Я снова и снова кого-то нахожу! Продолжая рассматривать картину, я обнаруживаю музыканта, а с ним рядом стоит еще один, сначала незаметный, но я снова смотрю и вижу еще одну трубу, в которую кто-то дует. . И я вижу это странное существо. Выглядывающее из-за травинки.
Ведущий
Там есть также персонаж, который не может быть Зигмундом Фрейдом, но он удивительно похож на Фрейда.
Нил Гейман
Я убежден, что эта маленькая фигурка, напоминающая Зигмунда Фрейда, которая сидит в центре, - он скукожился, он печалится, у него лысеющая голова и густая борода, и у него очень несчастный вид, - это сам Ричард Дадд. Там, в Бродморе, где он содержался в заключении, со всем этим феерическим безумием в голове, он изобразил себя на картине.
А вот еще лучшее разрешение!
Это совершенно потрясающе, но Ричард Дадд начал свою карьеру, в качестве художника, рисующего фей. А затем он поехал в Египет, и покуда он там был в 1842 году, он обезумел. Может быть он подхватил малярию, может, что-то еще. Но что-то определенно произошло. Он начал воображать, что он одержим Осирисом. Он уехал обратно в Англию и в приступе безумия убил своего отца. Он пригласил его, заподозрил в том, что в него вселился дьявол и убил его. А затем отправился во Францию, чтобы убить императора, который тоже был дьяволом в его воображении. Но он не добрался до цели своего путешествия. Он напал на человека и был помещен сначала в Бедлам,а потом в Бродмор. Но его живопись стала лучше, чем прежде. Его безумие безусловно задело людей, которые находились вокруг него, но оно поменяла то, что он делал. Возникает ощущение, что он рисует с натуры.
Ведущий
Он повлиял на Фредди Меркьюри, который написал песню, Анжелу Картер, под его влиянием появилась ее радиопьеса. Терри Пратчетт тоже признавал, что испытал влияние Дадда во время написания одной их своих книг. Я также чувствую, что он оказал влияние и на ваши работы в общем – в них есть такая же плотность, наличие сверхъестественного. Но есть ли какая-то работа, на которую Дадд оказал непосредственное влияние?
Нил Гейман
Вероятно, в книге «Звездная пыль», не в фильмах, из которые убрали все это. Определенно идея этой книги в том, что феи довольно опасны. Эта картина тебя не оставляет, она тебя преследует. И в то же время, она полна существами, которым на тебя наплевать. Это такой странный шедевр! Он нам достался почти что случайно. Зигфрид Сасун, чья семья получила картину от хранителя госпиталя в Бродмуре и подарил ее галерее Тейт».
Слово Николасу Тромасну!
Его небольшая статья была опубликована на сайте галереи Тейт. Я привожу выдержки из нее в свободном изложении, чтобы не повторять до бесконечности одно и то же.
https://www.tate.org.uk/tate-etc/issue-23-autumn-2011/away-fairies
Недавно архив Бродмура был передан из больницы в архив Беркшира, где общественность теперь может ознакомиться с большей его частью. Материал, касающийся Дадда, показывает иные отношения между пациентом и его врачами в Бродмуре по сравнению с тем, что происходило с художником в Бедламе.
В Бедламе, похоже, был большой интерес к Дадду со стороны по крайней мере пары врачей, Александра Морисона и Чарльза Гуда, которые оба приобрели значительные коллекции его работ. Однако Дадда постоянно называли «опасным», и не было никаких указаний на то, что психическое состояние художника, вероятно, улучшится, у него повторялся бред, связанный с разными мифологическими фигурами (он продолжал рассматривать убийство своего отца, как жертву египетскому богу Осирису).
В Бродмуре руководство Дадда было более демократичным. В учреждении, где нападения на персонал были частью профессионального риска, он считался относительно спокойным и заслуживающим доверия. Ему было поручено украсить сцену в зале отдыха, он рисовал изображения на объектах вокруг приюта, таких как пожарные ведра, и ему даже разрешили использовать ножи для столярных работ (кажется, он вырезал некоторые из своих рамок для картин). В двадцатом веке Бродмур заменил Бетлем (Бедлам) в качестве мифического очага мрачных фантазий Британии о безумии. Но, по крайней мере, для Дадда этот госпиталь дало возможность провести последние два десятилетия своей жизни в относительно мирном состоянии, на досуге размышляя о своем прошлом.
Когда его перевели в Бродмур из Бедлама в 1864 году, Дадд только что закончил свою самую известную картину - FFMS 1855–1864. Первое, что он сделал в Бродмуре, возможно, для обеспечения преемственности своих работ, была акварельной копии картины и своего рода стихи-объяснения (он назвал это «Устранение»), объясняющие сложную тематику его картины. А потом он более или менее полностью оставил позади свою прежнюю сказочную тему. Вместо этого его внимание обычно уделялось пейзажам, которые он видел, путешествуя в 1842–1843 годах, сопровождая одного джентльмена в стремительном путешествии по Европе и восточному Средиземноморью.
Он также, кажется, вспоминал свое детство, когда, будучи учеником гимназии в Рочестере, зубрил классику. В архиве Бродмура хранятся записи о некоторых покупках, которые Дадд мог сделать через персонал приюта. В их число входили греческие, латинские и религиозные тексты - он был, пожалуй, единственным викторианским художником, который, можно с уверенностью сказать, изучал Коран.
А еще он в очень большом количестве покупал сладости. А если мы вспомним, что среди соседом Дадда по палате был этимолог Уильям Майнор, занятый систематизацией неясных редких слов, которые должны были быть переданы редактору первого Оксфордского словаря английского языка, его окружение больше становится похожим на учебную комнату шестиклассников, чем на больницу для умалишенных. (Наконец я начинаю понимать, почему вышеупомянутое стихотворение переводу не подлежит!)
В его последней картине «Блуждающие музыканты» нет ничего от фантастических миров FFMS . Человек на этой картине чем-то похож на самого Дадда. Когда он писал ее, его состояние все еще считалось опасным и угрожающим для окружающих. Но когда он умер в Бродмуре через несколько лет после завершения «Блуждающих музыкантов», его состояние было определено как «меланхолия с иллюзиями».
А теперь обещанная сумасшедшая теория.
Я рассматривала акварельный рисунок FFMS и подумала - а что же мне мерещится всякая чертовщина?
Сначала давайте глянем на акварель
Мы видим как бы скелет всей картины - то, что теряется в версии, написанной маслом, здесь проступает с большой четкостью. Посмотрите на этот завиток (спираль) в центре. Разве вам внутри него не мерещится лицо? Глаза - губы - нос! Мне видится лицо прекрасной женщины. Если мы тут же посмотрим на версию маслом, то поймем, что то, что кажется носом женщины - это нелепо нарисованный плащ гротескно искаженной карлицы. И таким образом лица карликов превращаются в глаза, а колпак дровосека в губы. Но на картине маслом это тяжело рассмотреть, а на акварельной версии запросто!
Оказалось, не я одна такая полоумная)))
Вот, что я нашла в сети!
Некий Эн ди Колан увидел на Картине теорию эволюции Дарвина))))))))
https://medium.com/@andycoughlan/darwin-and-dadd-c89e85255a19
Можете последовать по ссылочке и полюбоваться. Но это так, хохмы ради. Не все же нам грустить над несчастной судьбой художника. А вот, что в той публикации было интересного.
«…Быстрый поиск в Интернете показал, что Чарльз Дарвин, отец теории эволюции, и Ричард Дадд были современниками. Я также обнаружил довольно много общего между этими двумя людьми.
Оба в начале своей карьеры много путешествовали. Оба явно страдали биполярным расстройством. У обоих были прочные связи с Кентом.
Дадд написал FFMS между 1855 и 1864 годами.
Дарвин опубликовал «Происхождение видов» 22 ноября 1859 г.
Так мог бы Дадд, запертый в Бедламе, в Беккенхеме, в Кенте, знать об идеях Дарвина, а возможно, даже и самого Дарвина, который, в конце концов, жил всего в семи милях в Дауне?
Дадд написал FFMS для некоего Джорджа Генри Хайдена, в то время главного управляющего Королевской больницы Бедлам.
Быстрый поиск в Google обнаружил записи переписки между Джорджем Генри Хайденом и Чарльзом Дарвином на сайте darwin-online.org.uk. Хотя содержание писем остается неизвестным, предположение, что Хайден знал Дарвина, возможно, лечил его от депрессии и говорил с Даддом о Дарвине и его теориях, не кажется таким уж фантастическим. В качестве подарка Дадд спрятал изображение человека и обезьяны на картине для Хайдена. А может быть, скрытый человек - Хайден?
Кто знает?»
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613