Найти тему
СТРОЙТЕХ & GREEN

Ландшафтный дизайн в различные эпохи (часть 3)

Предыдущая часть тут

Большое количество всевозможных парковых сооружений – дань времени романтического сентиментализма – не нарушает парковую композицию , а подчиняется природным данным ландшафта . Так , район Белой березы создан без сооружений . Композиционным центром пейзажа служит группа белых берез , а весь ландшафтный дизайн территории создан Гонзаго методом вырубок и подсадок .

Павловский парк – яркий пример разделения парка на отдельные ландшафты , где каждый ландшафтный район состоит из системы сменяющихся пейзажей – темные лесные пейзажи и солнечные светлые поляны , замкнутые площадки и открытые просторы долин . Различные участки , открывающиеся с поворотов дорог , не дробят общий ландшафт , а только разделяют его на отдельные виды . У каждого ландшафтного района Павловского парка есть своя доминанта – это либо долина р . Славянки , либо открытые просторы района Белой березы . дизайн фруктового сада

Преобразование ландшафта в парковом искусстве в каждую эпоху велось по - разному . Если в 18 в . это преобразование идет по линии включения в пейзаж романтических затей , то в 19 в . оно становится более « натуральным ». Но всякий раз пейзаж воспринимается как некая картина , которую нужно изменить .

Мюскау . Типичный загородный парк 19 в . – парк Мюскау на р . Нейсе ( граница Германии и Польши ). Живописная долина р . Нейсе с прилегающими возвышенностями , небольшими парковыми насаждениями , полями и теплыми ключами в течение нескольких десятилетий была превращена в большой парк площадью несколько сот гектар .

Подобно тому как Жирарден построил по описаниям природы Руссо в « Новой Элоизе » парковые ландшафты в Эрменонвиле , художник Ширмер по описанию Пюклера , основателя парка , делал эскизы , по которым в природе создавались пейзажи . Для того чтобы ускорить изменение существующего ландшафта , былипрограмма для дизайна сада посажены группы взрослых деревьев , пересаженных вместе с землей .

В начале 20 в . парк стал таким , каким представлял его себе Пюклер . В течение долгих часов прогулки по парку пейзаж его постоянно меняется . Рощи , луга , группировки насаждений , водоемы создают пейзажи , где свет и тень и разнообразная цветовая гамма еще более усиливают смену впечатлений .

Вся дорожная сеть Мюскау еще больше раскрывает и подчеркивает открывающиеся виды . « Сад – это картинная галерея большого масштаба , а картина должна иметь рамку . Поэтому большое искусство провести дороги так , чтобы они были рамкой пейзажа » - говорил Пюклер .

Никаких зданий , кроме замка , нет . Пюклер сумел преодолеть сентиментальностьлох серебристый в дизайне сада фото парка 18 в . с его руинами и изобилием малых форм . Однако вкус изменил Пюклеру при создании малого сада около дома . Этот « сад удовольствий », который должен был контрастировать с окружающим ландшафтом и давать максимум « уюта » и « элегантности », карикатурен . Применение ковровых клумб в виде корзинок , рогов изобилия , звезд , кругов и прочих геометрических форм создает необычайную пестроту и безвкусицу . Впервые примененные здесь ковровые цветы стали широко применяться в конце 19 – начале 20 вв . при оформлении парков и садов .

Тростянец . Если Павловский парк создан на базе естественных лесных массивов с ограниченном ассортиментом пород и при преобразовании его пейзажей приходилось действовать методом рубки и подсадки , то примером создания парка в безлесной местности может служить дендропарк Тростянец в Украине , на юге Черниговской области . ландшафтный дачного участка

Тростянец – удачный опыт облесения черноземных степей , образец прекрасного преобразования природы . Этот парк , где применен разнообразный ассортимент с ценными видами и садово – декоративными формами , заслуженно считается одним из красивейших пейзажных парков .

Освоение территории парка было начато в 1834 г ., в годы увлечения любителей паркового искусства интродуцированием древесных и кустарниковых пород . Основой для создания парка была выбрана широкая балка с маленьким ручейком , где была устроена система прудов общей площадью до 10 га . Путем искусственной подсыпки монотонный , почти ровный рельеф был преобразован в живописный холмистый рельеф с высотой некоторых горок до 30 м . Насаждения высаживались крупными участками с однородным составом древесной растительности . Поляны и их опушки в дальнейшем тщательно обрабатывалисьдизайн парк культуры декоративными породами . Вокруг парка были посажены рощи , защищающие парк от ветра . Эти лески на открытой равнине вызывают у посетителя ощущение смены ландшафта , подготавливают его к восприятию огромного лесного массива – чудесного зеленого острова в степи . Общая площадь парка 136 , 8 га , из них 10 , 47 га занимают водные поверхности , 101 , 06 га – древесно - кустарниковые насаждения и 49 , 47 га – газон .

Композиции насаждений прекрасно продуманы . Разнообразные по очертаниям и оформлению поляны , водные поверхности , лесные массивы связаны единым замыслом . Их пейзажи постепенно раскрываются благодаря удачно проложенным дорогам . Несмотря на богатый ассортимент ( липа , дуб , клен , береза , ильмы , рябина , ель , пихта , сосна , туя , можжевельники ) – всего более 600 видов и садово - декоративных форм деревьев и кустарников – насаждения парка не утомляют своей пестротой . Каждый участок насаждений сгруппирован по особому замыслу . Это либодизайн парков и скверов однородные группы деревьев , собранные букетами , либо плотные заросли темных елей , либо ажурные , просматривающиеся насквозь рощи . Богатый травянистый покров , где произрастают многочисленные цветущие травы – ландыш , фиалка душистая , медуница и др ., обогащает цветовую гамму открытых и закрытых ландшафтов парка .

В парке нет украшающих архитектурных элементов – павильонов , скульптур . Все разнообразие здесь достигнуто путем композиции зеленых насаждений , рельефа и воды . Дендропарк Тростянец , превращенный в настоящее время в заповедник , - настоящий музей живой природы .

Все описанные примеры говорят о преобразовании природы в различные эпохи . Ландшафтное проектирование современных объектов мы должны учитывать , в прошлом парковые композиции создавались для привилегированных классов и были рассчитаны на небольшое посещение . Поэтому мы можем и должны изучать общие композиционные приемы , отдельные группировки насаждений , методы работ по преобразованию ландшафта , но все это необходимо творчески перерабатывать с учетом массового посещения современных парков и разнообразия его составных элеметов .