Найти тему
OneTwoTrip для бизнеса

Как сократить расходы на командировки и при чем здесь тревел-политика

Любая командировка – проверка на прочность как для сотрудника, так и для руководителя, который её организовывает. Даже незначительная ошибка в подготовке может привести к потере денег и ненужному стрессу обеих сторон.

Избежать проблем помогает чёткий протокол о командировках, который называется тревел-политикой. Рассказываем, как её правильно разработать.

Что такое тревел-политика

Тревел-политика – это свод правил для проведения деловых поездок. Он упрощает подготовку любых командировок, помогает контролировать расходы на них и оптимизировать отчётность.

Обычно это внутренний документ в виде текста, основные требования и ограничения которого могут быть «вшиты» в CRM-систему компании.

В разработке тревел-политики должны участвовать все специалисты, имеющие отношение к командировкам:

  • руководство,
  • финансовый блок/бухгалтерия,
  • HR-служба,
  • командируемые сотрудники,
  • служба безопасности.

Объем и содержание готового документа уникальны для каждой компании. Самый лаконичный вариант тревел-политики просто обозначает ответственных за организацию командировок, лимиты по компенсациям за билеты и гостиницы, сроки отчетности и размер командировочных.

Такой вариант подходит для небольших компаний с простой структурой, похожим статусом сотрудников и близким типом задач, решаемых с помощью командировок. Но чем сложнее структура организации, тем сложнее и тревел-политика.

Условия поездок будут разными по России или за рубеж, для топ-менеджера или для рядового сотрудника, для специалиста по продажам или преподавателя корпоративного университета.

-2

Тревел-политика должна учитывать даже возраст сотрудников. Для миллениалов – то есть тех, кто родился в период с конца 80-х до середины 90-х годов – важна возможность совмещать работу с отдыхом, а также выбирать варианты перелёта и проживания. В таких случаях бухгалтерии и HR-службе стоит поломать голову, чтобы найти возможность проведения документов по таким командировкам или компенсировать часть расходов. Это поможет замотивировать сотрудников и станет конкурентным преимуществом компании.

Этапы разработки тревел-политики

1. Формулирование основной цели

Отдел продаж ставит во главу угла комфорт и скорость передвижения, финансовая служба – снижение расходов, бухгалтерия – точность отчётности, HR-служба – удовлетворённость сотрудников.

-3

Именно поэтому важно понять главного «заказчика» внутри компании и определиться с основными приоритетами тревел-политики, исходя из его целей.

В этом могут помочь:

✅ знание стратегических задач,

✅ понимание корпоративной культуры компании;

✅ накопленная статистика по поездкам и ее анализ.

2. Поиск оптимального подхода

С одной стороны, чётко прописанные рекомендации и ограничения упрощают выбор вариантов при организации командировки. Но, как показывает практика, мотивация сотрудников и эффективность их работы повышается, если у них есть возможность вносить небольшие изменения и дополнения в регламент без лишних согласований.

При этом важно учитывать уровень личной безопасности сотрудника в стране или городе командирования, а также возможные погодные и природные аномалии, которые могут потребовать жёсткого следования инструкциям.

3. Описание процедур

Самый объёмный блок документа описывает ответственность сотрудников и их задачи на каждом этапе. Здесь приведены абсолютные или относительные цифры бюджета и главные положения:

✅ правила оформления паспортов, приглашений и виз;

✅ принципы и регламент оформления билетов и номеров в гостиницах – в том числе по тарифам, категории и классу;

✅ порядок заказа прокатных автомобилей, трансферов и такси;

✅ представительские расходы, в том числе оплата телефонных переговоров, питания и развлечений;

✅ вопросы страхования жизни и здоровья командируемых сотрудников;

✅ возмещение расходов, понесённых в командировках – что и в каком порядке компенсируется, а что не компенсируется вовсе;

✅ возмещение расходов на командировки, совмещённые с личными поездками;

✅ регламент вручения и получения подарков во время деловых поездок;

✅ действия, связанные с выходом за указанные лимиты;

✅ санкции за нарушения тревел-политики.

4. Информирование сотрудников об основных положениях

После разработки документа важно донести его положения до сотрудников. Формат презентации тревел-политики может быть любым: очным, в режиме онлайн или в формате электронной рассылки. При этом важно получить обратную связь, а лучше «встроить» в презентацию систему проверки знаний.

Тревел-политика – это не только инструмент для достижения необходимых финансовых и организационных показателей, но и мощное HR-средство. Командировки, совмещенные с образованием или отдыхом, вполне могут стать необычным способом поощрения сотрудников.

-4

Упростить подготовку тревел-политики компании поможет перечень документов для оформления командировок, подготовленный экспертами OneTwoTrip for Business. В нём вы найдёте информацию о том:

  • как оформить командировку, если она запланирована, например, на выходной или нерабочий праздничный день;
  • чем отличается оформление заграничных командировок и поездок по России;
  • в каком случае нужны служебное задание и командировочное удостоверение;
  • зачем нужен каждый из документов и как его составить.

Этот гайд подготовлен с учётом всех актуальных требований законодательства в 2021 году и доступен бесплатно. Переходите по ссылке и скачивайте файл себе на компьютер или смартфон.