У меня часто спрашивают, как я отношусь к методам Макаренко, Никитиных, почему я не руководствуюсь их опытом в своей системе воспитания детей. Раз я подхожу к воспитанию осознанно - должна быть система. И она есть - вот, готовая, работающая. А я отвечаю, что инструкции к детям не прилагаются, надо к каждому искать подход.
Казалось бы, ну кто не слышал о Макаренко? Величайший педагог, по мнению многих. Вот только мало кто из этих многих хоть немного знаком с его опытом и творчеством - все только на уровне слухов. И не учитывает, что своих детей у него не было - только приемные, и то уже после того, как он приобрел некоторый опыт и известность.
Да, для своего времени и места применения способы воспитания, которые он применял, были уместны и правильны. Но в наше время такие методы, мягко говоря, не приветствуются. К примеру, свою деятельность в трудовой колонии подростков Макаренко начал с того, что избил воспитанника. Не исключаю, что это повторялось и позже: он не сожалел о своих действиях. Позже он написал об этом:
"Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок."
Были в его практике и угрозы расправой и членовредительством, угрозы выгнать из колонии - и да, он и выгонял воспитанников, да и те сбегали порой. Но многие возвращались, ведь идти им было больше некуда.
Кстати, именно в этих спорных моментах я согласна с Макаренко - и воспитатель, и родитель имеют право на проявление нормальных человеческих чувств. Если дети доводят мать до применения насильственных методов, то ей не стоит их стыдиться: это нормальная реакция, которую дети не только могли, но и должны были ожидать от нее. Разумеется, это не касается случаев, когда мать разозлил кто-то другой или посторонние обстоятельства.
И все же брать пример с воспитания колонии трудных подростков в условиях становления советской власти невозможно для нашего времени внутри отдельных семей. Это видно уже из основных его постулатов:
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
«Отказаться от риска — значит отказаться от творчества»
«Если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации»
Одним из ярых сторонников методики Макаренко был Никитин - тот самый Никитин, создавший уникальную семью и свою методику воспитания. Но в его интерпретации система получилась совершенно противоположной.