В 2011 году к патриарху всея Руси Кириллу обратились с необычной просьбой.
Родственники погибшего во время Великой Отечественной войны генерала Михаила Григорьевича Ефремова попросили разрешения провести его церковное отпевание.
Почему же для того, чтобы совершить такой простой обряд, понадобилось разрешение самого патриарха?
Ответ прост. Михаил Григорьевич 19 апреля 1942 года, попав в жестокое окружение немецких частей, в ответ на их очередное предложение сдаться в плен вызвал к себе жену, служившую санинструктором, и застрелил ее, а потом покончил с собой.
Его поступок не был вызван отчаяньем и страхом. Генерал не хотел сдаваться в плен врагу, предпочтя такой способ ухода из жизни.
К слову сказать, советское командование не бросило Ефремова в беде, еще 9 апреля за ним были готовы выслать самолет, чтобы забрать его. Но самолет мог увести только генерала, его жену и высшее командование. Простые офицеры и солдаты туда бы не поместились, поэтому Ефремов отказался от такого способа спасения.
Многие из офицеров и солдат повторили поступок своего командира.
Сами немцы были обескуражены таким исходом, поэтому приказали пoхopoнить Михаила Ефремова с военными почестями.
"Я приказал, – вспоминал немецкий полковник, – похоронить его на площади. Могилу рыли русские военнопленные и местные жители. Никаких эксцессов не было. Я сказал, что доблестная армия фюрера с уважением относится к такому мужеству" (автор Артур Шмидт)
Сразу после освобождения села, где был похоронен Ефремов, его останки перенесли в Вязьму, а потом на центральной площади Вязьмы герою поставили памятник.
Люди помнили об этом человеке, о его силе, мужестве и верности Родине.
Генерал Ефремов был не одинок в своем подвиге. В русской истории есть немало людей, которые совершили нечто подобное. Они шли на очевидную смерть, демонстрируя любовь к тем, кто им был дорог.
Русские летописи рассказывают нам о подвиге богатыря Евпатия Коловрата, который был отправлен в 1237 году рязанским князем Юрием для сбора военной помощи.
Вернувшись в родной город и увидев то, что сделали с ним орды захватчиков, Евпатий собрал добровольцев и решил нагнать Батыя.
Рязанцы ударили неожиданно, чем вызвали смятение монголов.
"Уж не мертвые ли воскресли?", - подумалось тем.
Однако вскоре смятение прошло, и один из темников Батыя приказал послать к нападавшим послов, чтобы те узнали, что им нужно.
На этот вопрос Евпатий ответил просто: «Только умереть!»
Он был готов к смерти и решил найти ее в бою.
Когда сам богатырь и многие его войны были убиты, монголам удалось победить.
По преданию Батый приказал пoхopoнить Евпатия и его сподвижников с честью, а остальных рязанцев отпустить, заявив:
"Это люди крылатые, не знают они cмepти и так крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячею, а два с тьмою".
Память о подвигах этого богатыря и его дружины глубоко почитается в народе, а самому Евпатию поставлены несколько монументов.
К слову сказать, просьбу родственников генерала Ефремова патриарх Кирилл удовлетворил. Отпевание героя состоялось 5 декабря 2011 года...