Найти тему
История войн и оружия

Американский Ил-2 - "Аэрокобра"

P-39C
P-39C

Поначалу "Аэрокобра" задумывалась как высотный истребитель с мощным вооружением, но посредственные летные качества "Аэрокобры" на больших высотах сделали истребитель прежде всего штурмовиком.

У СССР не было своего "Фокке Вульфа" 190, который похож на "Аэрокобру", немецкий FW-190 также был многофункциональным самолетом, он существовал в варианте штурмовика.

Союзники разочаровавшись в высотных характеристиках самолета использовали его как штурмовик.

Что было важно для штурмовика времен второй мировой?

Во-первых, мощь вооружения, у "Аэрокобры" особенно последних вариантов было очень сильное вооружение.

Вооружение усиливали от серии к серии.

P-39C первый серийный самолет имел 37-мм пушку М4, два 12,7-мм пулемета М2 (по 300 патронов на каждый) и два 7,62-мм пулемета MG40 (по 500 патронов на ствол).

P-400, которую отправили англичанам получила вместо недоведенной тогда 37-мм пушки 20-мм пушку Испано с 60 патронами, остались два 12,7-мм пулемета, поставили уже не два, а четыре 7,62-мм пулемета. К тому же для штурмовых действий пригодилась бы 227 кг бомба.

P-400 Airacobra Mk.I
P-400 Airacobra Mk.I

Англичане разочаровались в высотных характеристиках самолета, дело в том, чтобы вступить в бой с немцами британцам надо было перелететь Ла-Манш и ввязаться в воздушные бои. Но с низким 7 315 м потолком это было невозможно.

Из 675 заказанных истребителей англичане до аннулирования заказа получили 469.

P-39D получил 20-мм пушку М1 американскую "Испано", два 12,7-мм пулемета М2 (200  патронов), 4 7,62-мм пулемета MG40 (1000 патронов), пулеметы устанавливались в крыльях за пределами дисками ометания винта на коробочных лафетах. Также можно было подвесить 227 кг бомбу.

P-39D
P-39D

P-39F получил уже изначально запланированную 37-мм пушку М4 с боезапасом в 30 патронов, два 12,7-мм пулемета М2 (200 патронов), 4 7,62-мм пулемета MG (до 1 000 патронов).

Из 254 самолетов модификации F, фактически выпустили 229.

P-39F
P-39F

P-39K, P-39L (250 штук), P-39M (240 штук) и 2095 P-39N по вооружению не отличались от модификации F.

P-39K
P-39K
P-39L
P-39L
P-39M
P-39M
P-39N
P-39N

Самой массовой модификацией стал P-39Q, их выпустили 4 905 машин. Она получила самое мощное вооружение 7,62-мм пулеметы вообще убрали и поставили сразу 4 12,7-мм пулемета, 37-мм пушка М4 (30 снарядов) осталась. У пулеметов в фюзеляже было по 200 патронов на ствол, у крыльевых по 300 на ствол.

P-39Q-20
P-39Q-20

Всего выпустили к сентябрю 1944 г. 9 584 машины.

На "Аэрокобру" для выполнения штурмовок даже не ставили реактивные снаряды, мощи стрелкового вооружения было достаточно.

Во-вторых, для штурмовика важно бронирование и протектирование баков. Стальные листы прикрывали редуктор, пилота спереди и сзади, частично двигатель сзади и отчасти маслорадиаторы. 38-мм бронестекло было в козырьке фонаря кабины пилота и за его головой (63,5 мм). На модификации D вес цементированной брони составлял 111 кг, прозрачной - 16 кг. На той же модификации поставили протектированные баки.

В-третьих, невысокая скорость пикирования, чтобы пилот мог прицелиться. По воспоминаниям пилота Уильям К. Гирукса, который воевал в зоне Панамского канала:

- Не могу сказать, что я летал на плохом боевом самолете. Однако Р-39 имел ограниченный радиус действия, неудовлетворительные высотные характеристики, медленно набирал высоту и плохо пикировал. Поэтому в Панаме мы выполняли на «Аэрокобрах» простейшие задания - прикрывали с воздуха транспорты в каботажных переходах.

По другим данным "Аэрокобра" плохо набирала скорость при пикировании, этот недостаток самолета как истребителя был подходящим для штурмовика, пилот мог оценить обстановку выбрать цели и вести более точный огонь.

В-четвертых, достаточные летные качества для выполнения эффективного противозенитного маневра и боя с истребителями противника.

Максимальная скорость была 570 - 605 км/ч, у земли около 500 км/ч. Горизонтальная маневренность достаточно хорошая, во всяком случае лучше, чем у Ме-109.

По скорости и скороподъемности "Аэрокобра" на малых и средних высотах уступала советским истребителям Як-1, Як-9 и Ла-5.

К тому же выяснилось, что при резких маневрах непрочная хвостовая часть деформируется, что было опасно из-за этого могли быть зажаты тросы управления.

Еще одним существенным недостатком было расположение двигателя в центре тяжести самолета и получилось так, что при расходовании боезапаса в носу у машины становилась задняя центровка и возникала опасность сваливания истребителя в плоский штопор. Бились как новички, так и опытные пилоты.

Как видим, "Аэрокобра" вполне могла быть использована не как истребитель, а как эффективный штурмовик.

Спасибо за прочтение.