В 1975 году стартовал официальный богословский диалог между поместными православными и старокатолическими церквями. На заседании Смешанной богословской комиссии в Православном центре Константинопольского патриархата в Шамбези (Швейцария) богословами двух сторон было подписано первое совместное заявление.
ДОКТРИНА БОГА
Совместное соглашение, Шамбези 1975
I.II БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ И ЕГО ПЕРЕДАЧА
Триединый Бог – Отец, Сын и Святой Дух – создал мир и «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деяния 14:17), но открывал и продолжает открывать Себя многими и различными способами в мире и в истории.
1. Бог открывает Себя в своих делах, поскольку «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:20) и особенно это касается людей, созданных по его образу и подобию, которые «показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:15).
2. Люди не повиновались божественной заповеди и согрешили, и их подобие Богу стало искажено и затемнено, и они, не познав истинного Бога, «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце»; поэтому они «поклонялись и служили твари вместо Творца». (Рим. 1:21, 25).
Но Бог Всемилостивый, «Который хочет, чтобы все люди были спасены и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4) предпочёл открыться миру напрямую и лично. Бог явил себя, следовательно, прямо и действенно «издревле отцам в пророках» (Евр. 1: 1) в народе Израиля. Это откровение Бога, хотя и реально, тем не менее носило частичный и воспитательный характер: «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24).
3. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4: 4). «И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). В Иисусе Христе произошло полное и совершенное откровение Бога: «ибо в Нём обитает вся полнота Божества обитает телесно» (Кол. 2:9). Только в Иисусе Христе возможно спасение: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). В Иисусе Христе, Триедином Боге, сущность которого недоступна и непостижима для нас, он проявил себя в своей спасительной энергии и, более того, во всей своей полноте: «Мы говорим что мы действительно знаем нашего Бога по Его энергиям… но его сущность остаётся вне досягаемости» (Василий Великий, письмо 234, 1).
4. Это сверхъестественное откровение во Христе передается в традиции святых апостолов, которая передаётся в письменной форме в Священном Писании, вдохновлённом Богом, и в устной форме живым голосом Церкви. Устная традиция сохраняется, с одной стороны, в Символе веры и других определениях и канонах семи Вселенских соборов и поместных соборов, в сочинениях святых отцов и в священной литургии и в целом в литургической практике Церкви, и, с другой стороны, находит выражение в постоянном официальном учении Церкви.
5. Священное Писание и традиция – это не разные выражения божественного Откровения, а разные способы выражения одной и той же апостольской традиции. Поэтому не возникает никаких вопросов о приоритете одного над другим: «оба имеют одинаковую силу по отношению к истинной религии» (Василий Великий, О Духе Святом, 27:2). «Писание понимается в рамках традиции, но традиция сохраняет свою чистоту и критерий своей истинности через Священное Писание и через структуру Писания» (Межправославная подготовительная комиссия Всеправославного собора, 16–28 июля 1971 г., Шамбези 1973, стр. 110). Апостольская традиция сохраняется и передается чистой церковью в Святом Духе.
I\2. КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Священное Писание состоит из книг Ветхого и Нового Заветов, принятых Церковью в установленном ею каноне и используемое в ней. Это:
а) В Ветхом Завете двадцать две по другому исчислению тридцать девять книг еврейской Библии вместе с ещё десятью книгами, так называемыми «Анагигноскомена», то есть книгами, которые «читают» или которые достойны чтения», которые позже стали известны на Западе как «второканонические»; всего сорок девять книг.
Первые тридцать девять книг являются «каноническими»: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судей, Руфь, 1-я и 2-я Самуила, 1-я и 2-я Царств, 1-я и 2-я Паралипоменон, Ездра (в Септуагинте 2-я Ездра, в Вульгате и славянской Библии 1-я Ездра), Неемия, Есфирь, Псалтирь, Иов, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь песней Соломона, Исаия, Иеремия, Плач Иеремии, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Авдий, Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Аггей, Захария, Малахия.
Дополнительные десять книг, Анагигноскомена, это: Иудифь, в Септуагинте: 1-я Ездра (в Вульгате: 3-я Ездра, в славянской: 2-я Ездра), 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, Товита, Иисуса сына Сирахова, Премудрость Соломона, Варух и Послание Иеремии. «Канонические» книги отличаются особым авторитетом, постоянно наделяемым им Церковью; но Церковь также высоко ценит второканонические книги, которые долгое время были частью церковного канона Священного Писания.
б) Канонических книг Нового Завета всего двадцать семь, а именно: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; Деяния апостолов; послания Павла: к Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1-е и 2-е Фессалоникийцам, 1-е и 2-е Тимофею, Титу, Филимону, Евреям; Соборные послания: Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1-е, 2-е и 3-е Иоанна, Иуды; и Откровение Иоанна Богослова.
I/3 СВЯТАЯ ТРОИЦА
Мы верим и исповедуем Единого Бога в трёх ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа. Отец, который «возлюбил» Сына «прежде основания мира» (Ин. 17:24) явил Себя через него в Духе Святом, чтобы эта любовь могла быть в его учениках (Ин. 17:26) через общение в Святом Духе, Который был «послан в сердца ваши» (Гал. 4:6). Это откровение – невыразимая и необъяснимая тайна, тайна любви, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).
1. На основании этого откровения мы верим, что Бог, который по природе один, триединен в ипостасях или Лицах. Отец, Сын и Святой Дух обозначают три безначальных и вечных модуса бытия, три личности и их взаимоотношения; эти личности неразрывно связаны друг с другом и едины в одной божественной природе. Таким образом, «мы поклоняемся единству в Троице и Троице в единстве в их парадоксальных дифференциации и единстве» (Григорий Богослов, PG 35, 1221).
2. Мы интерпретируем это единство, с одной стороны, и прежде всего, с точки зрения единства и идентичности божественной природы, а с другой стороны, с точки зрения единства и идентичности свойств, энергий и воль и когда мы понимаем, что Сын и Святой Дух происходят от Отца как от единого источника и основания (действия), мы стараемся сохранить единство без смешения. Три божественных личности объединены в едином Боге, связаны вместе, но без смешения, с одной стороны, потому что они одной природы, с другой стороны, потому что они взаимопроникают друг в друга без смешения. Следовательно, «из единства природы и взаимного проникновения ипостасей и от идентичности их воли и действия, их силы и энергии, мы знаем, что Бог един и неделим; ибо поистине один Бог: Бог (Отец) и Слово и его Дух» (Иоанн Дамаскин, PG 94, 825), к абсолютному исключению любого разделения или разделения природы, любого подчинения трёх лиц под предлогом старшинства или превосходства.
3. Но мы интерпретируем Троицу, с одной стороны, в терминах различия между тремя личностями, с другой стороны с разнообразием их движения. Таким образом, каждая из трёх божественных личностей отличается от любой другой без разделения; каждая имеет полноту божественности, и единственная божественная природа остается, конечно, неделимой и неотделимой, так что «Божество неделимо на отдельные (ипостаси)» (ameristos en memerismenois – Григорий Богослов PG 36, 149). Отец отличается от других личностей, поскольку по своей природе от вечности он порождает Сына и изводит Святого Духа. Сын отличается от другие лиц, поскольку он рождён от своего Отца; Святой Дух, поскольку он исходит от Отца. Таким образом, «Отец нерождён, не имеет основания (anaitios) и происхождения, но в то же время является одним началом и одним корнем и источником Сына и Святого Духа» (Василий Великий, PG 31, 609). Он один их основание (aitios), который от вечности рождает Сына и посылает Святого Духа. Что касается Сына, то он рождён от Отца; Святой Дух посылается или исходит от Отца. Следовательно, Отец без основания (anaitios) и сам основание (autoaitios), тогда как Сын и Святой Дух имеют свои основания в Отце, Сын, потому что он рождён, Дух, потому что он послан, и действительно в обоих случаях они безначальные и вечные, неделимые и нераздельные. Соответственно таинственное и невыразимое но, тем не менее, реальное различие между тремя ипостасями или личностями Святой Троицы состоит исключительно в этих трёх их непередаваемых свойствах, а именно в нерождении Отца, от Сына и в сошествии Святого Духа. Три святые ипостаси различны исключительно в этих ипостасных свойствах, не по природе, а по отличительной особенности каждой ипостаси, и таким образом разделённые, они остаются неразделимыми, поскольку они «обозначают не природу, а взаимоотношения и образ существования» (Иоанн Дамаскин, PG 94, 824, 837).
4. О Святом Духе, в частности, говорится в Священном Писании (Ин. 15:26), в Никео-Цареградском Символе веры 2-го Вселенского Собора и в целом в ранней Церкви, что он исходит от Отца, источника происхождения божественности. Его вечное сошествие от Отца отличается от его временного откровения и посылания в мир, которое происходит через Сына. Поэтому мы понимаем сошествие Святого Духа в смысле Его вечного бытия и сошествие без начала, мы исповедуем сошествие только от Отца, а не от Сына. Но когда мы понимаем это в смысле временного шествия Святого Духа, тогда мы исповедуем шествие от Отца через Сына или даже от Отца и Сына.
Соответственно, мы верим в Святого Духа, «исходящего от Отца ... и передающегося всему творению через Сына ... Мы не говорим, что Дух исходит от Сына ... (Но) мы признаём, что Он явлен и передаётся нам через Сына ... (Он) Святой Дух Бога Отца, поскольку он действительно исходит от Отца, но его также называют (Духом) Сына, потому что он действительно явлен и передан творению через Сына, но не происходит от Сына» (Иоанн Дамаскин, PG 94, 821.832.833. (849); 96, 605).
В этом смысле Доктринальное письмо Международной конференции старокатолических епископов в 1969 году гласит: «Мы полностью отвергаем добавление filioque, принятое на Западе в XI веке без признания Вселенским собором. Основанием для этого отказа является не просто неканоническая форма этого дополнения, хотя это само по себе представляло собой оскорбление любви как уз единства. Но прежде всего мы отвергаем любое богословское учение, которые делает Сына соавтором Святого Духа». В подобном смысле на той же конференции епископов в том же году, в документе «К вопросу о филиокве», также подчеркивается, «что существует только одна причина и один источник в Пресвятой Троице, а именно Отец».
Шамбези, Женева, Православный центр Вселенского Патриархата, 20-28 августа 1975 г.
Подписи всех присутствующих членов Совместной комиссии.
УЧАСТНИКИ
ПРАВОСЛАВНАЯ СТОРОНА:
Константинопольская православная церковь:
Ириней, Митрополит Германии, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Профессор Эммануэль Фотиадис
Александрийская православная церковь:
Парфений, митрополит Карфагенский, митрополит Центральной Африки
Иерусалимская православная церковь:
Корнелиос Родуссакис, архимандрит
Профессор Хризостомос Зафирис, архимандрит
Русская православная церковь:
Филарет, митрополит Берлинский
Николай Гундяев, протоиерей
Румынская православная церковь:
Профессор Исидор Тодоран, священник
Профессор Стефан Алексей, священник
Болгарская православная церковь:
Профессор Илья Цоневски
Кипрская православная церковь:
Хризостом Хризантос, митрополит Лимасольский
Профессор Андреас Мицидис
Элладская православная церковь:
Профессор Йоханнес Кармирис
Профессор Йоханнес Калогиру
Профессор Мегас Фарантос
Финляндская православная церковь:
Иоганнес Сеппала, священник
СТАРОКАТОЛИЧЕСКАЯ СТОРОНА:
Церковь Швейцарии:
Леон Готье, епископ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Профессор Хервиг Альденховен, священник
Церковь Голландии:
Профессор Петрус Йоханнес Маан, канонист
Церковь Германии:
Йозеф Биинхуэс, епископ
Профессор Вернер Кийпперс, священник
Польская национальная католическая церковь (Соединённых Штатов Америки и Канады)
Тадеуш Р. Маевский, епископ
Виктор Высочанский, священник
Церковь Австрии:
Д-р Гюнтер Долезаль, священник