Каких только глупостей о Крыме и его жителях не приходилось читать после 2014 года :) Одним из основных мотивов является настырное повторение, что полуостров живёт за счёт сдачи своих "курятников" богатым туристам с материка, обдирая их как липку. Если наморщить мозг и подсчитать, сколько же денег должны оставлять здесь примерно 5 млн. туристов, чтобы на них год могли прожить 2 млн. местных жителей, то возникает подозрение, что у них всё-таки должны быть какие-то и другие способы заработка.
Остановимся на судостроении в те времена, когда и слова-то "туризм" никто не слыхивал. В Крыму оно началось, само собой, в Севастополе. Обязательно надо вспомнить знаменитый бриг "Меркурий", спущенный на воду в 1820-м году. Примечательно, что и построен он был из крымского дуба. А всего здесь было построено порядка 50 парусных судов и кораблей. Бриги, корветы, 44-пушечные фрегаты. Многим из них выпала славная боевая жизнь, а вот "Рафаил" остался в истории как антипод "Меркурию", сдавшись туркам. Поэтому в составе российского флота всегда был корабль под названием "Меркурий" (может, пора и сегодня присвоить это имя одному из новостроящихся?) - и никогда больше не употреблялось название "Рафаил".
В Севастополе был построен броненосец "Чесма". Картина Беггерова «Спуск броненосца «Чесма» в Севастополе»:
Корабль в строю:
Броненосец "Синоп", позднее модернизированный в линкор. Это его снимок в камуфляже, сделанный в 1915 году:
А также два прославившиеся восстаниями своих команд корабля - крейсер "Очаков", здесь он у достроечной стенки в Севастополе:
И спущенный на воду в Николаеве, но достраивавшийся в Севастополе "Князь Потёмкин-Таврический".
В советское время севастопольские корабелы военные корабли только ремонтировали, зато здесь стали строить плавучие краны. За 53 года на Севморзаводе было построено 72 самоходных полноповоротных плавкрана, грузоподъемностью от 50 до 500 тонн, и крановое судно грузоподъемностью1600 тонн. Вот на снимке оно крайнее слева, называлось "Витязь".
Правее один из кранов, поднимавших от 300 до 500 тонн, крайний 100-тонник типа "Черноморец". Последний кран, построенный в Севастополе был заложен в 1993 году, а достроен только в 2004. А куда было торопиться? Сейчас он под именем "Юрий Кондрашов" работает в Северодвинске:
Сегодня всё возвращается, у стенки Севморзавода достраивается спущенный на воду в 2019 году 400-тонник «ПК-400 „Севастополь”», и на воде корпус следующего, 700-тонного "Григория Просянкина".
Плавкран перед спуском на воду:
Завод "Залив" был основан в Керчи в 1938 году. Первоначально строил торпедные катера и другие небольшие суда. После освобождения Керчи стремительно развивался. Только с 1945 по 1980 год на нём построено около 800 судов различных классов. Специализировался на танкерах. Именно здесь была построена серия советских супертанкеров типа "Крым".
На территории "Залива" базировались достроечные базы: Зеленодольского завода и рыбинского "Вымпела". Пока проходили испытания ракетного катера, мы хорошо изучили завод и довелось побывать на самом "Крыме". Как механик, я конечно, спустился в машину, это делалось на лифте. Был просто поражён диаметром гребного вала :)
Здесь строили и буровые платформы, и атомный лихтеровоз "Севморпуть" и танкеры различных размеров, и военные корабли. СКР проекта 1135 - 7 единиц, последний из них, "Ладный", всё ещё в строю:
Один из его братьев, "Беззаветный" ломал американский крейсер "Йорктаун", когда выталкивал его из наших территориальных вод в 1988 году:
А "Киров" стал бессменным флагманом украинского флота "Сагайдачным".
И 8 пограничных СКР, вот один из них, "Менжинский":
После распада СССР завод постепенно деградировал, переходя из рук одних владельцев в руки других. С 2014 года начинается его возрождение, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
29 января этого года спущен на воду патрульный корабль "Сергей Котов":
А на этом снимке он ещё в процессе постройки, покрашенный грунтовкой на втором плане:
Корабль такого же типа "Павел Державин", построенный в Керчи, вошёл в строй 27 декабря 2020 года.
На переднем же плане малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт». Вот снимок в другом масштабе:
Видно, что они строятся друг за другом. Прошлым летом первый из них, "Циклон", был спущен на воду:
А также завод вновь строит танкеры, спасатели, кабельные суда, гидрографические и заложены два универсальных десантных корабля, которые должны заменить французские "Мистрали".
Кроме того, в год проходят ремонт порядка 20 судов, а также "Залив" изготавливал металлоконструкции для Крымского моста.
Но надо понимать, что для развития предприятия ещё много предстоит сделать, в том числе и восстанавливать утерянные компетенции - старые судостроители уходят, а мигрантами их не заменишь.
Такие же "Каракурты" строит и другой крымский судостроительный завод, в Феодосии. Он тоже создан в 1938 году, специализировался на строительстве торпедных катеров, а позже судов на крыльях и воздушной подушке. В том числе могучих "Зубров":
Что касается гражданского судостроения, то завод "Море" построил 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт. С1976 по 1992 год было построено 156 теплоходов «Восход-2». С 1992 по 2002 год строились морские СПК «Восход-2М».
Приходилось встречать в Эгейском море наши "Кометы" под греческим флагом. Сейчас по соглашению с рыбинским "Вымпелом" разворачивается производство новых "Комет-120М":
Я не упоминаю о гораздо большем числе судоремонтных заводов, которые тоже сильно пострадали в период распада страны. Можно сказать, что по сравнению с советскими временами отрасль сильно сдулась, но положительные изменения налицо, а Москва, как известно, не сразу строилась.
Ещё о судостроении:
Как я не оценил прогресс в судостроении или о плавающих утюгах
Есть ли будущее у атомных кораблей?
Как клепали корабли. И не только их
.................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь